Намедни свой очередной день рождения отмечал самолёт Ил-114. Основательно подзабытый сегодня он снова в топе авиационных новостей - руководство авиапрома объявило о возобновлении его производства, как базового турбовинтового самолёта для региональных и местных авиалинии. Для меня же, так уж вышло, это самолёт на несколько лет стал частью моей жизни, во многом сделав из меня летающего фотографа. К дате и информационному поводу решил я сделать подборку фотографий и множества отснятых.
Как и между людьми, между фотографами и самолётами могут случаться отношения. Одни забываются вскоре и вспоминаются лишь эпизодами. Иные продолжают жить внутри, время от времени напоминая о прошлом с чувством доброй грусти. Как-то так получилось у меня с Ил-114.
Важно! Это не технический отчёт и не история типа, хотя отдельные факты будут. Это просто набор моих фотовоспоминаний. ;)
1. Познакомились мы в 2003 году, через год после появления самолёта на рынке авиаперевозок в России. Именно тогда, осенью, случилось мне полететь на это машине первый раз. Равно как и узнать об авиакомпании Выборг.
2. Тогда же впервые довелось мне снимать ночную посадку. Более всего удивила меня тогда "стеклянная" кабина самолёта. После родного, но старенького Ан-24, Ил-114 выглядел самолётом другой эпохи. ЦПНК-114 в работе.
3. В 2004м году самолёт осваивал рынок чартерных перевозок из Питера (и не только). Апрель 2004 года. Сквозь мокрый снег садимся в Перми.
4. Обычная картина того времени - в каждом новом порту машина становилась объектом пристального интереса местных специалистов.
5.
6. В 2005м году самолёты Выборга получили новую ливрею, заметно выигрывавшую у предыдущей ).
7. В этом модном наряде мы отбыли на авиасалон МАКС-2005, с большими надеждами на будущее машины.
8.
9. Торжественное открытие авиасалона на локальном участке. Чуть раньше из Ташкента (где и производился самолёт) подвезли закуску. :)
10.
11. В 2006 году самолёт вышел на регялрные линии. Санкт-Петербург - Волгоград. Не совсем региональный маршрут, но уже что-то.
12.
13.
14.
15. Впереди Дон.
16. Паркуемся в Волгограде.
17. Посадка. Народу немного - для такой дальности приходилось грузить не полный салон.
18. И снова в полёт. Покидаем родное Пулково.
19.
20. На RA-91015 была установлена эксклюзивная кабина. Количество пассажиров снизилось с 64 до 52, зато комфорт для регионального самолёта достиг невероятных высот. Full business практически.
21.
22. Под стать и бортовое питание.
23. Помимо регулярки активно работала чартерная программа, причём с явным спортивным наклоном. Возили как болельщиков, так и команды: футбольные, хоккейные, баскетбольные.
24. Зона кухни.
25.
26. Басектболистам, к слову, больше по душе был обычный велюровый салон на RA-91014. Секрет прост - спинки по советской привычке укладывались вперёд - можно было вытянуть ноги через кресло.
27. Регулярка заканчивалась неизбежным поздневечерним приходом в Пулково.
28. Один из самых красивых видов. Впереди 28ая правая.
29.
30.
31. А вот 28ая левая, ещё до реконструкции. Да, вот так вот было простенько. Почувствуйте разницу (вроде бы ещё ОВИ-1).
32. Облёт самолёта или тренировки экипажей - особый праздник. Доводи картинку до совершенства пока не надоест. Благо на джампсите просторно. Вид на передний тамбур.
33.
34. Иллюминаторы на Ил-114 имеют характерную "прямоугольную" форму.
35. Впереди Ладога.
36.
37. Конвеер без касания.
38. Делаем змейку.
39.
40. Вдоль Невы - очередной заход на посадку.
41.
42.
43. Флот а/к Выборг. 3я машина (Ил-114-300) так и не пришла.
44.
45. Двигатели ТВ7-117С оказались ахиллесовой пятой самолёта.
46. Ремонтировать их приходилось часто и очень дорого.
47.
48.
49. История Выборга закончилась в 2010 году. На сегодня обе машины тоскуют под открытым небом псковского аэродрома.
50. Ил-114 Выборга были не единственными машинами типа, с которыми мне доводилось сталкиваться. Так что ещё немного фотографий. Прототипы Ил-114 на ильюшинской стоянке в Жуквском.
51.
52.
53. Грузовой вариант Ил-114Т на МАКС 2003.
54. Узбекский Ил-114-100 с двигателями PW127H Pratt & Whitney...
54. ...и авионикой Collins.
55. Ил-114ЛЛ НПО Радар - летающая лаборатория для военных. Единственный на сегодня летающий в России Ил-114.
56. Взлёт в Геленджике.
57. Пилотаж - демонстрация кренов.
58.
59. Взгляд из прошлого?
60. В полёте.
61. По заявленным планам модернизированный Ил-114 должен взлететь в 2019 году. Впрочем, разных планов эта машина помнит много. Посмотрим - ждёт ли её новая жизнь.