Прошло около года с того момента, как легендарный Ил-2, восстановленный компанией "Авиареставрация", спустя десятилетия вновь поднялся в воздух. Произошло это в Новосибирске, а после - в Самаре, на "Авиакоре", где Ил-2 был продемонстрирован ветеранам завода - тем самым людям, которые собирали эти самолёты в суровые военные годы. Мне довелось поучаствовать в мероприятии в Самаре, за что отдельное и огромное спасибо Алексею Гусеву, Генеральному директору Авиакора. Этот Ил-2 сегодня летает в Штатах. Недавно глядя на его американские фотографии, решил я приурочить к годовщине полёта небольшой очерк - как это было.
Ил-2 - самый массовый самолёт Второй Мировой Войны. Всего было выпущено свыше 36.000. Треть выпуска пришлась на Куйбышевсикй авиационный завод. Легендарный штурмовик не был ни сверхбыстрым, ни сверхманёвренным - он брал своей огневой мощью и надёжностью. "Летающий танк" стал одной из главных составляющих Оружия Победы в ВОВ.
Ил-2 прилетел в Самару, что бы совершить полёт, приуроченный к 70-летию парада 7 ноября 1941 года. Таких парадов было три - в Москве, в Воронеже и в Самаре (тогда - Куйбышеве), где на тот момент временно находилась столица страны. На радость ветеранам было решено продемонстрировать летающий Ил-2. Правда, данный шаг вызвал категорическое неприятие авиационных чиновников Поволжья, которые приложили серьёзные усилия к тому, что бы праздник не состоялся. Но это - другая история. А мы вернёмся к знаменательному событию. Итак - самолёт-легенду расчехляют для демонстрации.
Самолёт ненадолго отдают прессе.
Появляются ветераны и всё внимание переключается на них. Эти люди, ещё совсем молодыми, участвовали в выпуске, пожалуй, самого легендарного нашего самолёта.
Как это было - история словами участника событий.
Выступает директор завода Алексей Гусев. Авиакор оказал содействие реставраторам в восстановлении этой машины (в т.ч. некоторыми аутентичными деталями), причём завод сам выступил с такой инициативой. В нынешние времена это случай редкий - сейчас чаще отказывают, даже когда просят.
Самолёт восстанавливался на базе реальной боевой машины, сбитой в 1942 году и поднятой из болота в 2005. Следы войны сохранились на её броне.
Кабина, с аутентичным оборудованием. Вообще - подлинность самолёта - одно из главных требований авиарекоснтрукции. В данном случае оно выполнено на очень высоком уровне.
Самолёт порулил со стоянки на полосу.
Короткий разбег и взлёт. Легенда в воздухе.
Самолёт делает "конвейер" - поочерёдные посадка-пробег-взлёт.
Обратите внимание на конструкцию закрылков, установленных не за, а под крылом.
Пилотаж.
Посадка.
После полёта. Техники осматривают машину.
Лётчик-испытатель Владимир Барсук даёт интервью.
Вчера и сегодня (Ан-140 для Минобороны на заднем плане) Самарского авиационного завода Авиакор.
Вот такая вот история о чудесном возрождении. С хеппи-эндом, пусть и с грустинкой - самолёт теперь в The Flying Heritage Collection, а Америке. Но он летает и доступен людям. Впрочем, группа Бориса Осетинского работает над воссозданием ещё одного Ил-2. Надеюсь, через некоторое время снять и его в воздухе, пополнив небольшую коллекцию возрождённых машин.
Таких самолётов в России могло бы быть значительно больше и не было бы такого риска потерять, что уже имеем (смотри перепост истории про Ил-14), если бы к исторической авиации изменилось отношение авиационных чиновников и законодателей. Причём речь, как это часто бывает, идёт даже не о какой-то помощи, а о простом прищыве - "не мешайте". Это не так трудно, как кажется. Здесь нужно лишь понимание целей и ценностей и воля к тому, что бы сделать очевидное. И тогда самолёты не будут улетать за океан, потому что им будет комфортно у себя дома.
Фото тут -
http://album.foto.ru/photo/2148552/