Ил-2, возвращение легенды

Oct 20, 2012 12:33

Прошло около года с того момента, как легендарный Ил-2, восстановленный компанией "Авиареставрация", спустя десятилетия вновь поднялся в воздух. Произошло это в Новосибирске, а после - в Самаре, на "Авиакоре", где Ил-2 был продемонстрирован ветеранам завода - тем самым людям, которые собирали эти самолёты в суровые военные годы. Мне довелось поучаствовать в мероприятии в Самаре, за что отдельное и огромное спасибо Алексею Гусеву, Генеральному директору Авиакора. Этот Ил-2 сегодня летает в Штатах. Недавно глядя на его американские фотографии, решил я приурочить к годовщине полёта небольшой очерк - как это было.




Ил-2 - самый массовый самолёт Второй Мировой Войны. Всего было выпущено свыше 36.000. Треть выпуска пришлась на Куйбышевсикй авиационный завод. Легендарный штурмовик не был ни сверхбыстрым, ни сверхманёвренным - он брал своей огневой мощью и надёжностью. "Летающий танк" стал одной из главных составляющих Оружия Победы в ВОВ.

Ил-2 прилетел в Самару, что бы совершить полёт, приуроченный к 70-летию парада 7 ноября 1941 года. Таких парадов было три - в Москве, в Воронеже и в Самаре (тогда - Куйбышеве), где на тот момент временно находилась столица страны. На радость ветеранам было решено продемонстрировать летающий Ил-2. Правда, данный шаг вызвал категорическое неприятие авиационных чиновников Поволжья, которые приложили серьёзные усилия к тому, что бы праздник не состоялся. Но это - другая история. А мы вернёмся к знаменательному событию. Итак - самолёт-легенду расчехляют для демонстрации.



Самолёт ненадолго отдают прессе.



Появляются ветераны и всё внимание переключается на них. Эти люди, ещё совсем молодыми, участвовали в выпуске, пожалуй, самого легендарного нашего самолёта.



Как это было - история словами участника событий.



Выступает директор завода Алексей Гусев. Авиакор оказал содействие реставраторам в восстановлении этой машины (в т.ч. некоторыми аутентичными деталями), причём завод сам выступил с такой инициативой. В нынешние времена это случай редкий - сейчас чаще отказывают, даже когда просят.



Самолёт восстанавливался на базе реальной боевой машины, сбитой в 1942 году и поднятой из болота в 2005. Следы войны сохранились на её броне.





Кабина, с аутентичным оборудованием. Вообще - подлинность самолёта - одно из главных требований авиарекоснтрукции. В данном случае оно выполнено на очень высоком уровне.



Самолёт порулил со стоянки на полосу.



Короткий разбег и взлёт. Легенда в воздухе.





Самолёт делает "конвейер" - поочерёдные посадка-пробег-взлёт.



Обратите внимание на конструкцию закрылков, установленных не за, а под крылом.



Пилотаж.



Посадка.



После полёта. Техники осматривают машину.



Лётчик-испытатель Владимир Барсук даёт интервью.



Вчера и сегодня (Ан-140 для Минобороны на заднем плане) Самарского авиационного завода Авиакор.



Вот такая вот история о чудесном возрождении. С хеппи-эндом, пусть и с грустинкой - самолёт теперь в The Flying Heritage Collection, а Америке. Но он летает и доступен людям. Впрочем, группа Бориса Осетинского работает над воссозданием ещё одного Ил-2. Надеюсь, через некоторое время снять и его в воздухе, пополнив небольшую коллекцию возрождённых машин.

Таких самолётов в России могло бы быть значительно больше и не было бы такого риска потерять, что уже имеем (смотри перепост истории про Ил-14), если бы к исторической авиации изменилось отношение авиационных чиновников и законодателей. Причём речь, как это часто бывает, идёт даже не о какой-то помощи, а о простом прищыве - "не мешайте". Это не так трудно, как кажется. Здесь нужно лишь понимание целей и ценностей и воля к тому, что бы сделать очевидное. И тогда самолёты не будут улетать за океан, потому что им будет комфортно у себя дома.

Фото тут - http://album.foto.ru/photo/2148552/

осетинский, самара, штурмовик, авиакор, куйбышев, Ил-2, авиация, история, гусев, ильюшин, авиареставрация, самолёт

Previous post Next post
Up