Неполиткорректное пиво или как развитие производительных сил изменяет производственные отношения

Jun 19, 2021 18:41



Не спокойно что-то в Британском королевстве. Разразился скандал по поводу известной на весь мир крафтовой пивной компании Brewdog. Две с половиной сотни бывших сотрудников компании написали открытое письмо её руководителям на предмет того, что корпоративная культура у них совершенно не соответствует публичному имиджу, а люди, поработавшие в организации, теперь хотя к психотерапевтам в надежде снять тревожность, которую им там привили.

Если кто не знает Brewdog - это один из символов антиглобалисткой революции на мировом рынке пенного напитка, и в сове время она наделала много шума как среди любителей пива так и профессионалов.

Примерно лет пятнадцать назад всё разнообразие глобальной пивной отрасли схлопнулось до трех-четырех глобальных супер производителей. Как результат во всем мире пиво стало практически неотличимо по вкусу. Но люди, как известно, не любят однообразие в еде и напитках примерно так же как хищных и бездушных корпораций. Таким образом, на этой народной волне появились небольшие частные пивоварни, для которых противостояние глобализации стало не только смыслом существования, но и инструментом маркетинга. Так началась продолжающаяся до сих пор эпоха крафта - и не только в пиве.

«Крафтовым» теперь называют практически всё что угодно, и молодежь радостно на это ведется, даже если «крафтовый напиток из Германии», который вам предлагают в каком-нибудь няшном заведении на московском фуд-маркете, на самом деле сварен в Электростали по рецепту советского «Буратино». Но, как известно, сухарики не могут стоить десять евро, а крутоны - легко.

Вот и Brewdog продали свою крафтовую душу дьяволу ради маржинальности и сверх прибылей. Варили и продавали миллениалам и зумерам в три дорого "карбоново-нейтральный" пивасик под названием Make Earth Great Again со вкусом вот прямо сейчас спасаемой планеты, или пиво на воде из тающих ледников Арктики, со вкусом денег, отправляемых на благотворительность. Так чтобы бородатые хипстеры чувствовали, что не просто употребляю горячительный напиток на досуге, но и реализуют свои политические амбиции, поддерживают прогрессивные общественные движения и в целом вносят свою посильную лепту в неминуемое спасение мира, а также победу свободы и демократии.



Однако внезапно выяснилось, что всё это было не более чем игра. Никто в Brewdog не собирался спасать планету или демократию, и вообще, о ужас, собственники компании предпочитают летать на частном джете, что совсем не соответствует заветам Греты Тунберг. А внутри компании царила культура потовыжимания и страха, где под угрозой увольнения и последующего судебного преследования сотрудников заставляли нарушать правила безопасности, обходить таможенные нормы ради срочных доставок, и вообще вести себя совершенно не в соответствии с декларируемыми на этикетках напитка принципами.

В Великой Британии, где как известно, джентльменам принято верить на слово, собственники Brewdog тут же были с головы до ног закиданы грязью, и уже начали компанию своего публичного раскаяния в своем токсичном поведении. В том числе на BBC. В искренность их, правда, никто не верит. Так что чем закончится эта история - пока не ясно. Но скорее всего совсем серьезных последствий ожидать вряд ли приходится.

Тем временем США другой интересный кейс. Есть такая небольшая ИТ-компания Basecamp. Они делают продукт для управления проектами. Он популярен в мире и коммерчески успешен. Годовая прибыль - десятки миллионов долларов. И это при том, что в компании работает 60 человек.



Основатели компании, Джейсон Фрайд и Давид Ханссон, известны и как авторы хороших книг про организацию работы и отношение к бизнесу и жизни. И вот пару месяцев назад, решив что эффективность должна быть эффективнее, а экономика экономнее, основатели затеяли в компании трансформацию: отменили все нематериальные льготы. Никакого фитнеса, обучения и фермерских продуктов - вместо них теперь выплачивают деньги. Отказались от оценки 360 градусов как от бесполезной. Упразднили практически все комитеты, чтобы было меньше бюрократии. А ещё они запретили говорить о политике и на социально значимые темы в рабочих чатах:

Мы делаем софт для управления проектами и командной работы. Мы не компания, оказывающая социальное влияние.

Сотрудникам, которые не нравятся новые правила, предложили взять шесть окладов и покинуть компанию. Но случилось неожиданное: треть сотрудников встала и ушла!

Невероятно: двадцать человек предпочли уволиться, только чтобы иметь возможность чатиться о политике на работе. В России такая ситуация вряд ли возможна. Кто в здравом уме променяет хорошую работу с стабильной высокой зарплатой в компании с мировым именем из-за корпоративного чатика?

Но мир меняется, друзья мои. Дело в том, что понятие развитая страна подразумевает технологическое лидерство. Которое в свою очередь основано на высокообразованных и высококвалифицированных специалистах. Такие люди, как правило, имеют довольно широкий кругозор, умеют смотреть по сторонам и задавать правильные вопросы. Они же являются теми, кого принято называть "лидерами мнений", объектом для подражания для людей попроще. И если условно 100 лет назад этот самый креативный класс составлял ничтожные доли процента и не имея Интернета жил сам в себе, то сегодня во-первых речь уже о 2-3 % населения, кое-где даже о 10 %. А во-вторых, технологии сделали так, что их могу услышать иногда десятки и сотни миллионов.

И мы видим, как новому поколение стало важно обсуждать политику, климат, расовые проблемы, иммиграцию, феминизм, антифеминизм и ещё миллион животрепещущих вопросов.

И Бизнес с одной стороны будет вынужден адаптироваться, с другой - будет использовать: отношение к политике уже превращается в некоторых странах в часть бренда. Пусть пока не у нас. Раньше у каждой известной компании была миссия. Теперь этого мало: придется иметь и социальную миссию. Причем не нарисованную PR-отделом, а доказанную реальными делами.

Не так давно на интервью запрещено было спрашивать о политических взглядах кандидата. Теперь придется учитывать их при создании команды.

И со всем этим организации столкнутся уже очень скоро. А ведь еще работать надо. Цели, продукты, результаты, проекты, вот это вот все.

Именно так развитее производительных сил изменяет производственные отношения.

пиво, экономика, бизнес, общетсво, юмор, менедмент

Previous post Next post
Up