Кровавая жатва промышленной революции

Mar 28, 2021 06:55



Изучая за обедом в очередном популярном СМИ пророчества об очередной (какой по счету?) вот-вот грядущей промышленной революции напоролся на слово «луддит». В памяти вспыхнул обрывок школьного урока истории … Любимая многими зажиточными соотечественниками конституционная монархия Великобритания, начало 19 века. В учебнике была одна глава, может даже абзац. Но с картинкой.

Да, были такие луддиты, ломали швейные станки. Зачем? Мне, школьнику, тогда это было совершенно безразлично. Вроде протестовали против прогресса… И чем он им помешал? А между прочим, масштаб события был таков, что восстание захватило почти всю Англию и доставило правительству много проблем. И их высочеству принцу-регенту Георгу, будущему Георгу IV пришлось даже срочно снимать с европейских фронтов борьбы с Наполеоном войска, дабы не расстаться сначала с кроной, а потом возможно и головой.

Итак, в начале 18 века изобрели ткацкий станок. До этого момента профессия ткача была весьма уважаема, требовала определенной квалификации и неплохо оплачивалась. Ткачи были ремесленниками, мелкими буржуа и наверно теми, кого сегодня отнесли бы к среднему классу. Но появившийся ткацкий станок уже не требовал квалифицированной рабочей силы, в него можно было запрячь любого деревенского дурака за ничтожные деньги. И ткачи постепенно стали терять работу. Бедолаг, которые привыкли неплохо зарабатывать и вообще к относительному комфорту, тот самый средний класс, фактически выбрасывали на улицу. Обоим палатам старейшего в мире парламента, и тем более правившей в UK Ганноверской династии судьба ткачей была не интересна. Говно случается. Что тут можно возразить?

Спасение утопающих дело рук самих утопающих. В 1768 году ткачи напали на мастерскую изобретателя прядильной машины Джеймса Харгривса и разрушили его станки. И понеслась … Возникла легенда о Неде Лудде (практически о Робине Гуде), который якобы разрушил несколько прядильных станков.

Апогейная конфликт достиг в начале 19 века. Определенную роль сыграла Французская буржуазная революция, экономическая блокада Великобритании и не слишком удачная военная компания самих англичан против Наполеона. Расходы UK росли, а доходы падали. И в 1811 заполыхало по полной. Графства Ланкашир и Йоркшир стали настоящими полями сражений. По ночам луддиты, собиравшиеся в довольно внушительные отряды, нападали на текстильные мануфактуры, уничтожая механические мельницы и прядильные станки. И Британская корона не раздумывая применила регулярные войска. Причем настолько массировано, что войск этих особо не осталось на континенте против корсиканского чудовища Бонапарта. Что в частности дало французскому Императору возможность прогуляться до Москвы и обратно в 1812 году.

Англичанам в это время было, мягко говоря, не до того. В 1811 самый гуманный Британский парламент принял гуманный закон что за порчу промышленного оборудования будут ссылать в колонии на 14 лет. Когда это не помогло - с 1813 луддитов стали вешать. Тоже именем короля конечно. Известно о 17 повешенных (по суду). Сколько повесили без суда, скольких убили в боях солдаты, сколько погибло от ран, сколько умерло в дороге до Австралии и других отдалённых мест … Никто не считал. Тысячи? Десятки тысяч? Современники без колебаний говорили о том, что восстание луддитов власти утопили в крови.

Лорд Байрон (Лорд - это титул, а не имя, на всякий случай), имя которого сегодня тоже подозрительно изрядно измазано грязью, с парламентской трибуны заявил о своем сочувствии требованиям луддитов:

Нигде, даже в тех странах, где у власти стоят самые деспотичные правительства, направляемые неверными, не видел я такого жалкого убожества как здесь, в самом сердце христианской державы.

Причем политических лозунгов луддиты не заявляли. И оставались верными подданными английского короля. Фактически они выступали за все хорошее против всего плохого, за справедливость. И думаю были офигенно удивлены, когда по ним родное государство применило пушки и кавалерию. А потом заковали в цепи и оправили на другой конец земли, в Австралию. Сегодня многие шутят, что мол первыми массовыми поселенцами страны кенгуру были каторжники. Так вот это они - осужденные английские работяги, потерявшие работу в рамках промышленной революции.

Между прочим, слово саботаж идёт от фр. sabot - деревянный башмак, которым можно было заблокировать (и блокировали) работу ткацких станков. Другой современник описанных событий, английский экономист Давид Рекардо (1772-1823) сформировал основу классовой теории, в частности определи классы владельцев капитала и наемных рабочих (третий класс земледельцы - в UK живут и процветают до сих пор). При этом Рикардо довольно цинично утверждал, что да - положение наемных рабочих ужасно, но такова плата Общества за прогресс.

Идея о том, что рано или поздно прогресс создаст новые рабочие места, и вообще отменит унылый монотонный труд, и все будут исключительно реализовывать свой творческий потенциал тоже примерно из тех времен. Эту теорию еще называют заблуждением луддитов. Мол, не ведали, дураки, что сражаются против своего счастья. Это же мысль стала популярна у экономистов в XX в качестве концепции постиндустриальной экономики:

технический прогресс создает конъюнктурную безработицу, ломая старые производственные отношения, но при этом он закладывает фундамент для их восстановления на новом, качественно более высоком уровне. Таким образом, рано или поздно, человек получит возможность заниматься тем, что позволит ему в наиболее полной степени раскрыть собственный креативный потенциал.

Однако, прошло уже больше 200 лет, а даже мы свами, из числа т.н. золотого миллиарда томимся в большинстве своём на унылой работе в офисах и на заводах. Это если очень повезет. А для примерно 5 миллиардов не изменилось в прямо смысле вообще ничего!!!! Что-то как-то этот прогресс не очень торопится.

Кто-то скажет, что сегодня модно ругать англосаксов. И тем не менее этот эпический эпизод явно незаслуженно забыт. Нет фильма, и тем более сериала (я не нашел). Даже статья в английской Векипедии на удивление коротка. Опять же никто из правящей в Великобритании династии до сих пор не покаялся. Соответственно вот где нужно приложиться талантами нашим творцам. BBC можно экранизировать Льва Толстого (кстати очень хорошо получилось), а почему нам их историю нельзя? Можно такое заснять для Netflix серий на 8. С юмором и огоньком. Только боюсь британский Foreign office не оценит, обидится и у создателей шедевра отберут визы. А как жить российскому творцу без британской визы? Да никак.

Вот такая история.

общество, наука, англия, великобритания, история

Previous post Next post
Up