Герои забытые и незаметные...

Dec 12, 2009 16:30



Пора прервать затянувшееся молчание…

Поговорим о скромных и незаметных. О незаслуженно забытых. Об одном маленьком дирижабле.

В истории войн нечасто случалось такое, что один боец выполнял «работы» чуть ли не больше чем все остальные вместе взятые. Нечасто, но случалось. Было такое и в Первую мировую войну, во Франции, с французскими армейскими дирижаблями.

До 1914 года Франция заслуженно гордилась своей авиацией (вспомним легендарные «птичники» - собственно все предвоенное развитие самолетов не отделимо от Франции, французских аэродромов, французских авиамоторов, французских «авиационных недель» - да, первый нормально полетевший самолет полетел у братьев Райт в Америке, но славу самолету дала Франция. Было чем гордиться французам и в области воздухоплавания - первые дирижабли (кстати то же французское слово - управляемый), первые рекорды. Гиганты графа Цеппелина, вытянутые и сумрачные - превосходили французские конструкции и практичностью, и прочностью, и грузоподъемностью со скоростью - но французы брали количеством, «давили массой», многообразием конструкций и идей.

Прогресс не обходился без жертв. Собственно эта история началась с трагедии - 25 сентября 1909 года дирижабль «Репюблик» возвращался с удачно проведенных маневров французской армии. Его храбрый экипаж сфотографировался перед вылетом (любой современный пилот скажет вам что дурнее приметы не существует, но тогда опыт у "летающих" был еще невелик, не было наработано и примет…)

http://blondel.dominique.free.fr/images/Republique14.jpg

Около 8:35 утра их дирижабль видели идущим на большой для того времени высоте в 8 километрах севернее французского города Moulins. Неожиданно, что то большое и темное отделилось от гондолы дирижабля - потом произошел разрыв оболочки. В обломках гондолы погибли все четверо аэронавтов - капитан Маршал, лейтенант Шоре и адъютанты (младший лейтентант) Венсено и Ру. Расследование показало что виновником катастрофы стал один из воздушных винтов - он разрушился не выдержав нагрузок.

Погибших аэронавтов похоронили с почестями, в их честь назвали площади и улицы в Париже. Решено было так же увековечить их память в названии новых дирижаблей.

Дирижабль в память механика, адъютанта Венсено был построен через два года после трагедии. Он принадлежал к типу «воздушных крейсеров» объемом в 9000 кубических метров заказанных французской армией.

Строила его фирма «Клеман Баяр» - было построено два дирижабля слегка отличавшихся друг от друга №3 - «Дюпюи де Лом» , названный в честь известного инженера, конструктора кораблей и автора одного из первых французских дирижаблей и №4 - «Адъютант Венсено» оба были построены в 1911м году и в начале 1912 приняты французской армией.

http://historyworlds.ru/uploads/gallery/main/60/03_13.jpg

Построенные дирижабли принялись устанавливать новые мировые рекорды.

«Дюпюи де Лом» побил рекорд высоты - он поднялся на 2900метров с 6ю пассажирами, «Адъютанту Венсено» достался рекорд продолжительности полета - утром в пятницу 26 июня 1914 года дирижабль под управлением капитана Этьена Жозефа Франсуа Жу (Joux) поднялся в воздух с 8ю пассажирами на борту и пошел по большому кругу Туль - Седан - Мобеж - Компьен - Париж - Линьи - Шалон и снова Туль. Он сел вечером 27го, проведя в воздухе 35 часов 20 минут и намотав на винты 1235 километров. А наутро 28го июня в столице Боснии и Герцеговины Сараево - австрийский эрцгерцог с супругой уселись в автомобиль…

Как обычно и довольно часто бывает начало войны застало французские дирижабли (второй флот дирижаблей в мире, уступали только Германии, и то по суммарному объему а не по количеству аппаратов) абсолютно неподготовленным. Из восьми считавшихся исправными французских армейских дирижаблей только 5 были готовы к боевым действиям - при этом из за проведенных перед войной демобилизаций почти не было подготовленных кадров летного состава и обслуживающего персонала. Хуже этого - напуганные пропагандой французские солдаты четко знали - любой дирижабль в воздухе - это бошевский цепеллин… «Дюпюи де Лом», брат нашего героя погиб возвращаясь из первого же боевого вылета - его со всем экипажем сбили французские пехотинцы над Реймсом. Только к марту-апрелю 1915 года французское командование догадалось выделить «коридоры безопасности» для своих дирижаблей - в пределах которых была запрещена всякая стрельба по ним.

Вот в таких условиях пришлось включится в боевую работу «Адьютанту Венсено» и он не посрамил имя отважного воздухоплавателя которое носил.

За ним не числилось громких, разрекламированных пропагандой, подвигов и заметных операций - но при первой же возможности, ночью он направлялся в немецкий тыл. У французов перед войной даже не было конструкций пригодных для дирижаблей авиабомб и с него сбрасывали вниз старые 155 и 90мм снаряды с переделанными взрывателями… по 30 штук «подарков» от 40 до 7 килограмм каждый. У «Венсено» не было «холостых» выстрелов - каждый вылет , даже разведывательный сопровождался бомбометанием. Он вступил в бой в ночь с 8 на 9е августа и в октябре 1914 провел самый удачный свой вылет в том году - разбомбив бивуак немецкой пехоты у Витремона, до конца года успели совершить 14 боевых вылетов, в основном на передний край, В 1915м уже начались «стратегические бомбардировки»: 12 вылетов - налетам подвергались удаленные объекты - города в долине Рейна, эти налеты имели большой успех и малую известность. Пропаганда союзников клеймила «детоубийц» - рейдеры Цеппелина над Лондоном, об аналогичных своих налетах на германские города предпочитали помолчать. Не раз корабль возвращался из вылета с боевыми повреждениями - германские пехотинцы лупили из винтовок на шум моторов дирижабля. А рабочий потолок был всего 2000м, по мере износа корабля и того меньше. В 1916м году комиссия обследовала состояние двигателей корабля - выяснилось что до предела изношенные моторы (служившие с 1911 года) не позволяют уже кораблю летать против ветра. Стало ясно что требуется капитальный ремонт или вообще списание. Но, шел 1916й год и немцы решили попытать счастье в районе французской крепости Верден. «Мясорубка» начала свою работу 21 февраля. И с этого момента для Франции стали жизненно важны «все способные держать оружие»… Война становилась тотальной. И единственный, еще остававшийся в боевом строю из предвоенных кораблей «Венсено» не мог остаться в стороне. Взятие или успешная оборона Вердена напрямую зависели от действий артиллерии. Артиллерия же зависела от снабжения - бесконечные колонны автомобилей и поездов подпитывали грандиозный механизм войны. Французы назвали единственное шоссе шедшее к Вердену «священной дорогой» - 6000 автомобилей непрерывно курсировали по ней перевозя до 20 тысяч человек и 3500т груза в стуки. Сходные «питательные пути» были и с немецкой стороны - каждый удар по этим артериям войны, по перекресткам дорог, по узловым железнодорожным станциям имел несомненную ценность. «Мясорубка» в среднем перемалывала по 1500 французов и 1500 немцев в сутки (убитыми и ранеными).

Дирижабль «Адъютант Венсено» успел совершить в этот «Верденский год» 5 боевых вылетов в немецкий тыл. Он вел «вооруженную разведку» германского тыла - Метц, Брей, Тионвиль. Бомбил железнодорожную станцию в Конфлане, Пять вылетов… С моторами которые отказывали в каждом полете и еле двигали штопанную-перештопанную оболочку. Через организованный огонь немецких зенитных батарей (хорошо хотя бы что не появилась пока у противника ночная авиация), через залпы винтовочного огня пехоты противника (и что греха таить - и своих то же). Выручал опыт командира капитана Пакиньона (Paquignon), тщательное планирование каждого рейда с учетом погоды… Выручало везение… Выручало до поры - в ночь с 1 на 2е июня 1916 года, немецкая полевая артиллерия в районе Серруа (Serroux) сбила доселе «неуловимый» дирижабль возврашавшийся после сброса очередных 30 «подарков» на немецкие тылы северо-восточнее Вердена. Пробитая оболочка дала возможность «дотянуть» гондоле почти до своих позиций - траншей около Callone. Судьба экипажа мне увы неизвестна.

Адъютант Венсено пал за Францию.

http://inlinethumb11.webshots.com/28490/2419902050101100647S600x600Q85.jpg

Ангар в Туле - «гнездо» «Адъютанта Венсено» и герой нашего повествования

http://pagesperso-orange.fr/jmpicquart/images/ToulHangarDirig02.jpg

Верден отстояли войска Анри Филиппа Петена - но это было начало новой истории, к которой отважные аэронавты уже не имели никакого отношения..

Построившую дирижабль фирму «Клеман Баяр» в 1922м году поглотил концерн «Ситроен».

А теперь просто статистика = за всю войну 10 армейских французских дирижаблей, на которые возлагались такие надежды, совершили 63 боевых вылета. «Венсено» - совершил 31 из них.

Такие дела.

Железки

Previous post Next post
Up