Я пробую вернутся к нормальной жизни и снова про батискаф "Титан"

Jan 14, 2024 00:55

Прежде всего - простите меня друзья... 2023й год у меня лично был крайне тяжелый, в первую очередь психологически. И хотя все очень и очень хорошо обошлось я увы очень долго тут не писал. Просто не мог. В других жж и на яндексе комментировать пожалуйста. Сам писать не мог.

Это личное переутомление - никак не связано ни с политикой  - я ее пропишу, ни с здоровьем (физическим). Просто уперся в стену в собственном мозгу. Попробую теперь наверстать. В общем как сказали бы очень древние евреи - я себе позволил "субботний год". Но обещал выйти в эфир к Новому году и делаю это хотя бы к Старому Новому...

Тут меня справедливо упрекали, что я не заканчиваю начатых серий. Попробую вот продолжить.

Мы снова про батискаф "Титан"

Собственно переходим теперь к нему - великому и ужасному. И тут не могу не прорекламировать автора на Дзене - https://dzen.ru/a/ZJK1Ei_k_QiPVJIC

Коий пишет много подробно и с картинками. Так что часть картинок я для дальнейшей работы у него даже позаимствую. С ссылками на автора.

Я не со всеми его выводами согласен и тд - но пока на русском это ЛУЧШАЯ работа (цикл статей) об устройстве собственно именно "Титана"

Итак я все же попробую посмотреть на предмет с другой стороны. Как подпоручик Дуб...

Итак я сейчас начну противоречить всему тому, что писал раньше (про создание из говна и палок и тд) - но это только, что бы потом придти к тому выводу что чудеса дендрофекальной технологии "Титан" таки не обошли и к катастрофе привели они именно его.

Разработка "Титана" (он же "Циклопус-2")  велась Стоктоном Рашем исходя из крайне верных теоретических предпосылок и глубокого анализа как рынка подводных услуг так и состояние проектирования и постройки других подводных аппаратов.

1е) - 2010е годы XXI века это прежде всего не 1990е годы и тем более не героические времена 1960-1970х когда проектировались "Антиподес" и начинались проработки первого "Циклопса" - подводные исследования (в подавляющем большинстве случаев ведомые дистанционно управляемыми необитаемыми подводными аппаратами) стали обыденностью и серьезным рынком. И для него появился рынок составляющих элементов и запасных частей, а так же приборов и оборудования. Фактически в наше время полноценный подводный "дрон" для работы на любых доступных на земном шаре глубинах (да еще с запасом  - скажем гребные электродвигатели производят для глубин до 15000м. Это не шутка. Это "с запасом")  из деталей купленных на "Алиэкспрессе" или его аналогах. Нужны только деньги - часто много денег , но возможно.

Электромоторы, аккумуляторы выдерживающие забортное давление на километровых глубинах, камеры наблюдения, сонары, эхолоты, магнитометры, коммутационные приборы и те де и те пе - производятся серийно серьезными фирмами в потребном количестве. И вопрос уже состоит не как в 1950е годы как нам СОЗДАТЬ компьютер, а как в 1990е - как из готовых частей сваять системный блок :)  Но надо правильно выбрать части под задачи.

Почему бы не применить это к глубоководному аппарату подумал надо думать Раш.

И правда почему бы? Профит.

2е) Корпус Циклопуса из пластика показал свою работоспособность. И эксплуатационную пригодность. Почему бы не создать углепластиковый корпус на вдесятеро большие глубины и вдесятеро большие давления? Почему именно в 10 раз - потому что объект наиболее интересный для коммерческих погружений лежит на глубине около 4000 м (да да я про "Титаник" 3750-3800м, примерно)  Геологам и подводным биологам тож интересен именно этот  диапазон. То есть они и против 6000м ничего не имеют (см Миры) и глубже тож хотят (см Марианская впадина) - но и так недурно.

Профит.

3е) Если заказать проект углепластикового корпуса серьезной проектной организации владеющей технологиями (вместо того, что бы корячится самим) то можно выиграть во времени и пожалуй стоимости работ. И это в общем правильно. А потом учитывая опыт "Циклопуса" и понимая что пластиковый корпус это "РАСХОДНЫЙ" материал можно запустить серийное производство корпусов оболочек для замены на своем аппарате и делать аппараты (корпус плюс покупные стандартные детали) на продажу. Профит.

4е) Анализ главных проблем всех глубоководных аппаратов что были построены и тд. Он показал что самым опасным является невозможность всплыть (авария аппарата "Пайсис" так хорошо описанная в литературе как пример). То есть если мы хотим сделать аппарат безопасный для применения и для пассажиров. МАКСИМАЛЬНО безопасный - надо обеспечить всплытие капсулы с пассажирами любой ценой. Буквально любой. Максимально возможным числом способов. Что бы при любой возможной аварии или несчастном случае на глубне - "коробка" с людьми всплыла. И все в конструкции должно быть посвящено этому.

Прав был Раш. А ведь прав... И анализ аварий и катастроф это подтверждал. И "Сафети фёрст" не вчера придумали... Поэтому корпус подводного аппарата должен быть пластиковым и максимально возможного объема при минимальном весе... Тогда у него будет запас плавучести и он будет всплывать. Если отбросит все ненужное оборудование - все одно всплывет. Фиг с ним с двигателями, рамой, научным оборудованием, аккумуляторами - "коробчонка с паксами" должна всплыть.

Поэтому корпус обязан быть из пластика (того или иного. Возможны варианты но выбран углепластик намоткой) - а вот заглушки на корпусе таки должны быть из титана (полусферу из титана отлить проще и она будет легче и надежнее чем полусфера из пластиков, особенно намотанная полусфера)

Пока опять все логично - но мы уже нащупали зерно будущей катастрофы. В технике всегда опасное место сочетание в одной конструкции выдерживающей большие нагрузки РАЗНЫХ конструктивных материалов. И тут надо семь раз померять и при сомнении лучше не резать вообще :)  Но если правильно все расчитать то все будет нормально. Но если правильно.

5е) Стоимость одного рейса подводного аппарата на глубину и возможность его оперативного обслуживания на судне-носителе зависит от судна носителя. То должно иметь возможность вытаскивать подводный аппарат себе на палубу или даже в специальный ангар (как первоначально проектировали тот же "Мстислав Келдыш" под ангарное хранение и обслуживание аппаратов в бортовой камере через порты). А огромное количество проблем возникает на стадии всплытия-погружения подводного аппарата, волнения, захвата его краном и тд. Тут катастрофы с человеческим жертвами возможно и не будет - зато попортить дорогую технику или потратить кучу времени - да запросто.

Но у компании Стоктона Раша есть богатый опыт эксплуатации первого "Циклопуса" - все проблемы с погружением всплытием решаются если есть подводная "Колыбелька" - носитель куда входит аппарат, спускается с судна базы на воду без крана (сбросом в воду "колыбельки" по слипу (наклонной плоскости)  и потом ПОД водой (вне волнения и качки) выходит из нее, погружается к цели - потом под водой же заходит обратно - и вытаскивается вместо крана  на борт по тому же слипу... Аварийность сведена к минимуму, а если "колыбельку" и приложит на качке об корму корабля носителя ну такая ее планида - ее для того и рассчитывали... Да для этого нужна бригада аквалангистов - для ввода вывода подводного аппарата под водой в "колыбель" - но это решаемо. Аквалангист нонеча недорог (на 2018й) причем особо тренированных для этой операции не требуется - а значит можно набирать энтузиастов "забесплатно" ради участия "В приключении"

Вот на этих пяти пунктах и был спроектирован второй "Циклопус" - он же "Титан"...

Или как оно получилось в окончательном проекте 2018 года:

Максимально использование готовых приборов, механизмов и оборудования с рынка коммерческих "подводных дронов"

Высочайшая плавучесть обитаемого корпуса - с системами экстренного высплытия при любых обстоятельствах - включая даже такую экзотику как "Я подводный аппарат на дно шатал" так что бы сорвались грузы с корпуса. Применение для повышения плавучести нового материала - синтактика способного выдерживать без потери плавучести давления даже в Марианской впадине (проверено на Д.Камероне нырнувшем на своем батискафе туда)

Подводный старт из колыбели и возвращение в колыбель. Подъем на судно носитель по наклонному слипу и  простое обслуживание аппарата в воде.

И по возможности минимизация расходов на все остальное.

Вот казалось все было хорошо и грамотно.  И знаете что я вам скажу - первоначально Стоктону Рашу сопутствовал же успех. ПОЛНЫЙ и БЕССПОРНЫЙ успех.

А потом все пошло не так. Ибо пришла к нему разрушительница наслаждений и разлучительница собраний... И я не про смерть (до нее пока далеко) а про пандемию коронавируса 2019

В этом посту нет ни одной картинки наверное потому, что пока нет смысла их тут постить. Имхо и так все понятно.

подводные аппараты, корабли

Previous post
Up