Ямабуси

Dec 04, 2019 12:20


Ямабуси (яп. 山伏, реже 山臥 , букв. «скрывающийся в горах»: 山 - гора, 伏 - скрываться) - горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.



Википедия этой картинкой иллюстрирует статью про ямабуси, но на картинке подпись:
"А fighting monk" (боевой монах), т.е. не факт, что ямабуси выглядит именно так.

Синтоизм почитал горы как священное место, где живут ками (японские божества синто) и куда удаляются души мертвых. Чтобы зайти в подобное святое место, человек должен достаточно «очиститься». Поэтому простые смертные не смели приближаться к этим местам. В качестве средств для достижения необходимой чистоты, почитались буддийская и даосская магия. Все это породило особый вид горных отшельников, называемых «ямабуси». Сочетая синтоистские верования с буддийскими и даосскими практиками, они стали выполнять роль божественных почтальонов. Если кто-то хотел обратиться к ками, он мог передать свою мольбу ямабуси, а тот поднимался в горы и зачитывал мольбу ками. Однако, власти стремились сами контролировать данную идеологическую сферу, поэтому не признавали статуса ямабуси и подвергали их гонениям. В конце периода Нара (VIII век) в горы стали уходить и официальные монахи, недовольные коррупцией среди буддистов и их чрезмерным вмешательством в государственные дела. Их стали называть святыми мудрецами (хидзири). Среди них были и основатели двух первых буддийских школ Японии, тэндай и сингон.
Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя (яп. 賢者, «мудрец»), сюгэндзя (яп. 修験者, «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»).
Ямабуси («горными воинами») называли не всех монахов-отшельников, а последователей буддийской секты Сюгэндо. Она возникла на


стыке двух крупнейших школ эзотерического буддизма - Тэндай и Сингон. В Сюгэндо сложились две группы ямабуси - одна была ориентирована на доктрину Тэндай (хондзан), другая - на Сингон (тодзан).
Строго говоря, Сюгэндо вряд ли можно отнести к классическому буддизму, так как в ней можно без труда встретить элементы китайского даосизма и японского шаманизма. В частности, это выражалось в вере в магических существ тэнгу, в культе священных гор (отсюда и тяга ямабуси к жизни в горах). Последователи Сюгэндо активно использовали в своей практике ритуалы, магические знаки-мандалы, заклинания-мантры и другие мистические приёмы, пришедшие из буддийской секты Сингон.
Первые ямабуси жили закрытыми общинами, были строгими аскетами, каждый сезон, т. е. четыре раза в год, уходили в горы. Отсюда и произошло их название - «горные воины». На самых вершинах гор сооружались пагоды, где помещалась статуя бодисаттвы Кокудзо. В лунные ночи перед этой статуей ямабуси совершали свои обряды. Центром подвижничества ямабуси первоначально были горы Оминэ (именно там сегодня стоит памятник великому ямабуси Эн-но Гёдзя), а с ХVII в. «горные воины» перемещаются на гору Хокусан, где их скиты стали множиться с каждым годом.



Памятник Эн-но Гёдзя в горах Оминэ, одному из основателей традиции ямабуси

В чём же заключалась суть учения ямабуси? Последователи Сюгэндо считали, что существует высшее «природное знание» (сидзэнти). Оно равносильно «истинному Закону», то есть учению Будды. Постичь его можно лишь путём отшельнической практики высоко в горах и молитв в лунные ночи, когда истина непосредственно входит в сознание ямабуси.
Они совершали длительные путешествия по горам в полном одиночестве. Среди ямабуси бытовало поверье, что благодаря этому они могут обрести необычайную магическую силу. Путешествия сочетались с жёстким аскетическим подвижничеством, многодневными постами, пением молитв, рецитацией (монотонным и многократным повторением) священных формул, дыхательными и медитативными упражнениями, которые составляли суть их магической практики. Аскеза ямабуси доходила порой до крайностей: например, на долгое время они могли отказаться от воды. В результате такого мужественного подвижничества ямабуси достигали «состояния Будды» или «обретали природу Будды» ещё при жизни, не уходя из этого мира в нирвану.
Странный след оставили ямабуси в истории японских боевых искусств. В сущности мы не знаем, умели ли они в реальности владеть мечом. Однако и некоторые самурайские семьи, и тайные кланы ниндзя связывают свою родословную именно с магами и воинами ямабуси. Тем самым и самураи, и ниндзя (зачастую это были одни и те же люди) как бы принимали на себя ту магическую энергию, ту страшную потустороннюю силу, которая приписывалась ямабуси.
Считалось, что ямабуси обладают удивительной способностью изгнания злых духов из человека или из его дома, а также могут излечивать самые тяжёлые заболевания путём произнесения магических формул дхарани.
Многие вообще верили, что ямабуси вовсе не люди, а лишь воплощённые духи - тэнгу, полулюди-полувороны, славившиеся волшебным искусством боя на мечах. Рассказывали, что то ли сами ямабуси могут по своему желанию превращаться в тэнгу, то ли сами тэнгу без всякой на то воли отшельника вселяются в него.
Практически на всех художественных свитках ямабуси изображались именно в виде тэнгу.



Вот тут верхом на кабане, как воплощении злых духов (аниме "Принцесса Мононоке" помните?)

А это картинка, претендующая на историчность:



Это рисунок из Гарвардского музея:



Это нэцке с антиквариатного сайта:



Нэцке из самшитового дерева. Длинноносый тэнгу. Первая половина 19-го века.
Тэнгу, одетый как ямабуси и с огромным вороновым крылом за спиной, сидит перед ребристой ступкой (Сурибачи),
используя свой длинный нос в качестве пестика (сурикоги).

Говоря о Ямабуси нужно сказать о традиции Сюгэн-но (яп. 修験能 сюгэнно) - танцевальное представление с элементами драмы, исполнявшееся горными монахами-отшельниками ямабуси и сформировавшееся к середине XIII века. Название представления происходит от названия учения сюгэндо.
Чаще всего спектакли сюгэн-но исполнялись в святилищах в залах для поклонения, реже - в гостиной в домах чиновников. Представления проходили без использования декораций; на сцене присутствовал хор из нескольких человек, певший во время действия. В спектаклях актёры использовали маски.




Спектакль сюгэн-но длился с раннего вечера до полуночи и включал в себя десять танцевальных пьес с небольшим количеством диалогов средней продолжительностью 30 минут.
После поднятия занавеса появлялся танцовщик и исполнял дзи-маи - танец, с помощью которого персонаж представлял себя.



Танцы сюгэн-но подразделяются на четыре категории:
танцы ритуального характера гирэй-маи (儀礼舞);
молитвенные и заклинательные танцы кито-маи (祈祷舞), показывавшие физическую силу ямабуси либо их способность изгонять демонов;



воинские танцы буси-маи (武士舞), изображавшие легендарные сцены сражений;



«шутовские танцы» докэ-маи (道化舞), в основе которых лежали комические и гротескные истории из жизни простого народа.



Странствующими монахами, исповедовавшими эзотерический буддизм, были отнюдь не ямабуси. Например, в ХVI в. существовало некое воинское монашеское братство Коя-хидзири - «отшельники с горы Коя». Эти люди считались не только отменными бойцами, но и прекрасными врачевателями, бродившими по Японии и лечившими при помощи трав, заклинаний и различных способов массажа.
Вероятно они выглядели так:




Но вскоре Коя-хидзири косвенно оказались замешаны в междоусобную войну, и их общины были разгромлены.
Общая канва тех событий такова. Крупнейшим центром буддийской секты Сингон считался монастырь Коясан, представлявший собой по сути мощную крепость, при котором состояла целая армия монахов-воинов. Долгое время она надёжно защищала монастырь от войск военного правителя Японии Оды Нобунаги, ведшего решительную борьбу с рядом буддийских общин. Но однажды, в 1574 г., в монастыре Коясан укрылись несколько сторонников князя Араки Мурсигэ, войска которого разгромил Ода Нобунага. Это переполнило чашу терпения последнего, и он отдал приказ не только разгромить монашескую армию Коясан, но и начать преследование странствующих монахов, в результате чего погибло едва ли не несколько тысяч человек. Так был разрушен один из крупнейших центров монахов-воинов Японии.
Не вдаваясь в подробности восстановления монастыря Коясан, скажу что он существует до сих пор и процветает.




И вот вам современные монахи и ямабуси.








И под конец анимэ-воплощение ямабуси.


Секси-красавчик!

Япония, тэгу, призраки, духи, Ямабуси

Previous post Next post
Up