В 1962 году исследователь из ЦРУ, а в 1988-м группа футурологов в штатском попытались предсказать степень влияния компьютеров и связанных с ними технологий на общество будущего.
ЦРУ - а точнее, её аналитика Оррина Клотуорти (Orrin Clotworthy) - в 1962 году интересовало то, как компьютеры будут использоваться в сборе и обработке информации разведкой США. Материалы, лежавшие в основе статьи Клотуорти, опубликованной в
BusinessWeek, сначала появились в журнале
Studies in Intelligence. Аналитик был настроен очень оптимистично, полагая, что развитие ИТ позволит в довольно близком будущем «в разумных пределах предсказать поведение больших групп людей». Нашему читателю сходная концепция известна как «психоистория», изложенная в 1940-х Айзеком Азимовым в романе, название которого значит
то же, что и название организации, созданной Усамой бен Ладеном.
Оррин Клотуорти предполагал также, что к 2000 году компьютеры смогут моделировать работу мозга одного человека - например, иностранного лидера государства - по крайней мере в некоторой степени. Напомним, что именно такому анализу в вышеупомянутом романе подвергается личность главы Комитета народной безопасности. Некоторые проблемы исследователь видел лишь в хранении информации, которую потребуется загрузить в компьютеры или в их сеть для проведения такого моделирования психических процессов человека.
Другой сферой применения компьютеров он считал проведение многофакторной игры в реальном времени, так сказать, в мультиплеерном режиме, то есть со множеством игроков. Такие игры, помимо очевидной цели моделирования реальных процессов, могут использоваться разведкой для обучения персонала, полагал исследователь.
Кроме того, он считал возможным использование компьютерных сетей для вычисления как прямых, так и опосредованных связей тех или иных иностранных граждан с иностранными же разведками - задача, предельно актуальная для США в 1962 году. Отметим, что, хотя это предсказание, как и первое, пока далеко за пределами реальных возможностей ЛВС, фактически поиск связей тех или иных иностранных граждан с теми или иными иностранными разведками при помощи материалов Глобальной сети оказался вполне решаемой задачей. Даже, казалось бы, подготовленные и глубоко законспирированные агенты английской, американской и российской разведок массово использовали Интернет для отправки информации, последним примером чего стал
скандал 2010 года. Разумеется, сделать такое предсказание в 1962-м, за три года до появления хотя бы IBM 360, было несколько затруднительно.
В то же время есть среди
прогнозов аналитика и весьма точный - появление электронной Британники, энциклопедии, из которой можно было бы мгновенно получить ответы на вроде бы банальные вопросы. «Группа старших офицеров составляет программу секретной акции в Афганистане, - начинает рисовать безрадостную картину г-н Клотуорти. - Всё идёт хорошо, пока кто-то не спрашивает: "Ну а сколько вообще школ в этой стране и какой в ней процент грамотности?" Никто в этой комнате не знает ответа». А что делать, если вам нужна справка по биографии советского посла в этом государстве?.. Решение проблемы исследователь видел в закрытой сети, в которой будут содержаться все необходимые данные.
Как мы теперь знаем (или догадываемся), закрытые базы данных, служащие отдалёнными аналогами Википедии, уступают ей и по охвату сведений, и, как правило, по степени обобщения материалов, хотя и располагают более полной информацией по некоторым специфическим вопросам. Да, аналитические материалы там качественнее, но что в них толку, если вам нужен максимально широкий спектр данных, а вместо чтения четырёхстраничной справки вам бы всего пару цифр, зато здесь и сейчас?
При всех этих замечаниях следует отметить, что это одно из первых (если не первое) в истории предсказаний возникновения универсального электронного энциклопедического справочника. Причём предсказание, сделанное за полвека до его появления.
Второй материал, вышедший в газете
LA Times в 1988 году, - плод коллективного труда тридцати футурологов. Они пытались представить жизнь в далёком 2013-м. Текст являлся вариацией на тему нынешнего сообщества «Один мой день» в отношении семьи, живущей в Лос-Анджелесе в 2013 году.
В этом эссе у стандартной семьи имеются два робота (стоимостью в $5 тыс. каждый), которые убирают по дому, готовят и стирают одежду (несколько странно, если вспомнить, что в 1988-м уже существовала автоматическая стиральная машинка). Кроме того, у них есть робособака. Опять же холодильник помнит список продуктов внутри него и в случае необходимости оглашает его хозяину. Здесь перед нами очевидный провал: реальная робототехника лишь стремится к описанным высотам и пока далека от них. Вместе с тем роботизированные пылесосы стоят сегодня дешевле, хотя и значительно менее универсальны описанных футурологами бриареев.
Однако есть в этом обзоре и очевидные успехи. Отец семейства добирается на работу, пользуясь электронной картой местности и продвигаясь в высокоавтоматизированной машине, способной в случае нужды ехать по маршруту без его вмешательства. Правда, в отличие от нынешнего
Google Prius, авто использует для этого что-то вроде электромагнитной разметки, вмонтированной в дорожное покрытие. Такие системы были бы значительно проще технологически, нежели автомобили без водителя, испытываемые в развитых странах мира, поэтому задержка с их появлением в личной собственности представляется допустимой.
Источник:
http://science.compulenta.ru/742274/?r1=yandex&r2=news