“Самое важное, чтобы у стройки в горах была оправданная, полезная цель. Тогда это не будет просто закатывание приятных глазу рощиц в бетон”.
Алексей Митрофанов, руководитель агентства по спортивным коммуникациям
360sca и житель Красной Поляны, рассказал FS, куда идет российский спорт, что мешает Красной Поляне стать лучше Альп и можно ли победить стереотипы российского сервиса.
Как вы относитесь к Олимпиаде и к тому, что она принесет людям на Красной Поляне?
На Красной Поляне есть несколько категорий людей. “Местным” Олимпиада может и навредить в жизни, другим местным - она, наоборот, поможет с работой и клиентами, поднимет уровень жизни при условии появления больниц газа, дорог и других благ цивилизации. Есть люди, которые приезжают на заработки. В связи с подготовкой к Олимпиаде и ухудшением туристической активности, им становится здесь невыгодно, но это временно. Когда будет Олимпиада, для них откроются новые рабочие места.
Глобальное строительство сильно меняет Красную Поляну: меняется ландшафт, леса, русла рек и т.д. Сложно говорить, хорошо это или плохо, глобально воздействие на природу - это все-таки не хорошо. Но если поставлена большая цель, значит, нужно все это пережить и строить разумно и рационально.
- Вы находитесь на Красной Поляне, ощущаете ли вы ужасы большой стройки? Москва полнится слухами о том, что на Поляне вырубают леса и сжигают пни, чтобы скрыть следы, из-под земли вышли на поверхность радиоактивные источники, повсюду выхлопные газы и грязь, животные не могут жить в таких условиях и т.д.
Любые слухи имеют под собой факты. Факты эти должны быть максимально жареными, чтобы появились смачные слухи. Да, деревья вырубаются, производство бетона не проходит бесследно, очень много строительной техники. Это грустно, но пока это не приобрело глобальные масштабы. Для владельца турбизнеса, для отдыхающего и для местного жителя стройка - это сплошной негатив. Но это было предсказуемо, поэтому делать удивленные глаза здесь неуместно.
В этом году почти не было снега. Многие списывают это на стройки, вырубки леса и другие изменения. Но может быть, это связано с климатическими изменениями, которые происходят во всем мире.
Фрирайд на Красной Поляне. Использованные фотографии - съемки агентства
360scaЧто вы думаете о железной дороге и реконструкции автомобильной трассы?
-Железная дорога очень полезна, она разгрузит автотрассу. Другой вопрос - какими ресурсами и каким трудом это все делается. Съездить из Красной Поляны на море за полчаса - это очень удобно и это большой плюс для курорта в целом. Будь моя воля, я бы сделал еще и дорогу на другую сторону хребта, которая соединила бы и Поляну, и Эльбрус, и Домбай. Нужно соединить удобной транспортной схемой три крупнейших курорта, которые находятся на расстоянии пары сотен километров друг от друга. Это стало бы большим решением для развития горнолыжной индустрии в России.
Например, в Домбае есть свежий снег, а на Поляне его нет и чтобы доехать туда, нужно 11 часов на автомобиле в объезд или - еще дольше на поезде. Имея железную дорогу или автомобильную трассу, можно доехать в Домбая из Поляны за 3-4 часа. А это можно сделать в рамках одного уикенда - покататься и там, и здесь. Тогда мы сможем говорить о серьезном развитии горнолыжной индустрии у нас в стране.
Что вы думаете о проекте “Трамплин”?
Мне идея нравится. Самое важное, чтобы у стройки была оправданная, полезная цель. Тогда это не будет просто закатывание приятных глазу рощиц в бетон. Проект “Трамплин” - это действительно нужный комплекс. Поскольку я хорошо знаю климат и рельеф здешних мест, я понимаю: нужно приложить очень много усилий для того, чтобы Трамплин заработал. В месте, где расположат “Трамплин” - серьезный уклон. Все добрые начинания могут упереться в этот уклон. Большое внимание необходимо уделить внутренним дорогам и способам перемещения. Второй момент - это большое количество снега, которое там традиционно выпадает. Нужно постоянно ухаживать за территорией, горы - это не равнина. Тем не менее, несмотря на все “но”, очень хотелось бы, чтобы такие проекты у нас появлялись и приживались.
Вы считаете, что наша молодежь созрела к таким проектам? Будет ли это популярно или проект ориентирован на слишком узкую прослойку экстремалов?
Я узнал о проекте около года назад. За это время я и сам подумал, и пообщался с людьми, которые могут входить в ту самую целевую прослойку, неважно узкая она или широкая. Да, этот проект может быть очень востребован, но он не может быть самодостаточным. Нужна хорошая техническая база. Кроме этого, большую работу надо будет провести не только по строительству, но и по позиционированию, по привлечению адептов экстрима и лидеров молодежи.
Какими должны быть главные инструменты по привлечению молодежи? Нужна ли Трамплину спланированная рекламная кампания или Трамплин может пойти по пути Казантипа, который без рекламы стал молодежной меккой?
Большая реклама работает всегда. Однако если проект сам по себе будет интересен людям и у него не будет фатальных недочетов, которые будут перечеркивать возможность жить там, то это будет успешное место.
Этап Кубка России по даунхиллу-2009
Вы имеете в виду технические промахи?
Да, в первую очередь, технические: если он будет отрезан от цивилизации и трудно будет себе добыть хлеб, будут перебои с интернетом, электричеством или водой, это будет несовместимо с жизнью, а тем более с отдыхом. В качестве концепта - идеальный молодежный город “Трамплин” - это прекрасная идея и важно присопособить ее к жизни так, чтобы она не потеряла своей идеальности. Еще одна важная вещь - это цены, разумные условия для молодежи.
И конечно же, нужно привлекать лидеров мнений?
Да, это одна из моих главных мыслей по поводу “Трамплина”. Лидеры мнений должны иметь все условия для проживания, творческого и спортивного роста. Они должны здесь зацепиться. Нужны адепты, нужны энтузиасты. Будут лидеры мнений, будут и тусовки.
Как вы думаете, Поляна с приобретением “Трамплина” сможет стать одной из лучших площадок для экстрима в мире?
Поляна - не абсолютный рай на земле, с Трамплином или без него. Основная привлекательность Поляны - это природно-климатические условия: море плюс горы. Горы невысокие, но крутые. Долина узкая, далеко не резиновая и сможет вместить в себя только определенное количество людей. Если перенаселить долину, может случиться техногенная катастрофа..
Пресловутый российский сервис можно победить. Важно понимать, что это общая работа над собой: и официанта, и руководителя, и даже туриста, который может быть недоволен, но не хочет ничего менять в месте, где он отдыхает.
Сказать абсолютно точно, что это будет лучшее место на земле, - невозможно. Но тем не менее, Красная Поляна - это очень привлекательное для туристов место c огромным потенциалом и для занятий альтернативными видами спорта в том числе, и у него есть все шансы бить рекорды популярности даже за рубежом
-На чем держатся сегодняшние молодые экстремальщики? Кто поддерживает?
В каждом виде спорта ситуация своя. Олимпийские виды спорта имеют господдержку: тренеры, воспитание кадров, премии. Неформальный экстрим зиждится на энтузиастах. На этой неделе у нас на Поляне проводится Первый этап Кубка России по даунхиллу на горном велосипеде. Много людей этим занимается, но мест где можно комфортно и недорого тренироваться, почти нет. Практически нет школ, методик, тренеров. При этом соревнования по маунтин-байку статусные, их поддерживает федерация по велоспорту. Наши спортсмены, которые едут на мировые соревнования по горному велосипеду, смелые энтузиасты-самоучки. К сожалению, они недотягивают до мирового уровня. Нужно много тренироваться, участвовать в соревнованиях российского уровня, чемпионатах других стран.
Нет проблемы купить велосипед, будет спрос - продавцы привезут партии велосипедов. Проблема в том, что нет господдержки. Поддерживают клубы, ассоциации и т.д., которые на чистом альтруизме и на коммерческом интересе развивают спорт.
Это то, чем мы сейчас занимаемся: ищем ресурсы, чтобы построить новые трассы, познакомить людей с видом спорта, помочь спортсменам. Это делается для того, чтобы приехало больше туристов, было проведено больше мероприятий и предоставлено больше услуг. Наша цель - покатить большой снежный ком народного интереса к горному велосипеду.
Это назвается “спортивные коммуникации”?
- Да, в том числе. Это привлечение бизнеса к спорту и мы работаем как медиатор. Спорт - это эмоции: спортсмены получают эмоции, зрители получают эмоции от трюка спортсмена. Для бизнеса - это положительный имидж, коммуникация с потребителем.
Зимнее катание в Красной Поляне. Фрирайд
-Как вы думаете, что будет в 14-м году с российским спортом: успеем ли мы вытянуть спорт или будет тот же самый Ванкувер только в еще более запущенном состоянии?
Я думаю, что на фоне Ванкувера все возможности есть. А зачем нам тогда Олимпиада в Сочи? Чтобы в очередной раз опозориться? Все это понимают, и чиновники. Поэтому, я думаю, такого не допустят.
Больше на
Futuresochi