(no subject)

Aug 26, 2024 21:22

Как долго я тебя искала...(с)
Господи, сколько я искала нормальное японское кино. Уже аннотация к большинству фильмов звучит как анекдот: "сначала амнезия у парня, потом у девушки"(или наоборот, не помню), "слепой мангака любит глухую музыкантку" и т.д.
Сколько я читала хвалебных отзывов на бессмысленную ерунду - "Идеальные дни" (мужик моет туалеты), "Магазинные воришки"(они бедные но гордые).
И вот наконец урааааа!!! Нашлась социально-психологическая драма о старости и смерти.

"План 75".
В связи с катастрофическим старением населения Японии, нагрузкой на экономику и т.д. гражданам Японии старше 75 дается право на смерть.
План сугубо доброволен! Но из каждого утюга доносится вкрадчивая реклама:"Ради будущего...ради наших детей и внуков...японцы всегда были готовы умереть ради своей страны...мы не можем выбрать день, когда родимся, но как прекрасно выбрать день, когда умрем." Никаких масштабных жутких сцен, обычная повседневность, только везде буклетики и плакаты с рекламой Плана 75, это же просто реклама: запоминающиеся цвета, смешная рожица из букв...
А в середине фильма радио радостно сообщит, что План дал такой превосходный экономический эффект, что правительство подумывает снизить возраст участия в программе до 65!

Главную роль играет прекрасная Тиэко Байсё. Вы ее знаете, даже если не знаете: она играла Сакуру, сестричку Тора-сана в эпопее "Мужчине живется трудно" и озвучивала Софи в "Ходячем замке".
Героине фильма Мити-сан 78, она работает горничной в гостинице в компании трех таких же престарелых подруг и живет в "данти" (это как хрущевка но намного хуже), который вот-вот снесут по реновации, из здания не выехала только она одна.

Если бы в фильме показывали бы только истории стариков, это было бы трогательно, но скучновато. Респект режиссерке (она же авторка сценария): кроме стариков в фильме участвуют трое молодых людей из "индустрии смерти" - менеджер, сотрудница центра эвтаназии, операторка колл-центра. Они работают работу ("ничего личного"), старики и старухи заключают контракты. Идея Плана 75 почти всем кажется неплохой, но как только дело переходит к практическому воплощению, героям постепенно становится ясно, что не такая уж хорошая эта идея...

Немного покоробила тема мигрантов как носителей человечности, взаимопомощи, жизненной силы, веры и вообще всего самого прекрасного на земле. Помнится, в начале 2000х в российском кино таджики и узбеки тоже были воплощением совести. Потом выяснилось, что не такие уж они белые и пушистые. Сейчас вроде бы преобладает подход, что они такие же люди, надо как-то жить вместе без ксенофобии, но и без восторгов. Ну что ж, у японцев это осознание, видимо, впереди.

Все актеры играют просто отлично, ни разу не было какой-то неестественности, надуманности (ну кроме разве финальных кадров).

Фильм в 2022 сняла Тиэ Хаякава, это ее дебют.
Тетенька под пятьдесят, выглядит как смешной лопоухий эльфёнок.
Когда ее спросили, возможен ли в реальности План 75, сказала, что не сомневается в реализации этого плана в обозримом будущем.
В числе ее любимых режиссеров Кесьлёвский и Звягинцев, так что визуальный ряд иногда кажется очень знакомым.) Но в отличие от творчества упомянутых режиссеров, фильм очень теплый, не отстраненный и не чернушный...и его даже можно пересматривать без ущерба для психики. В то же время в фильме нет слюнявой сентиментальности, режиссерка сурово одергивала актеров и запрещала им плакать в самых трагических сценах.

В общем, фильм отличный. Еще Японска не сгинела!

С субтитрами можно глянуть здесь: https://watchseriesx.to/movie/plan-75-79mjv


люблю японцев я, когда не спится, но странною любовью

Previous post Next post
Up