(no subject)

Feb 21, 2024 04:36

Посмотрела фильм Вима Вендерса "Идеальные дни". Немецкий режиссер-классик снял фильм на японском материале с японскими актерами. Про мужика, уборщика туалетов, который тем не менее нашел жизненное равновесие: читает книжки, слушает музыку, восхищается бытием и счастлив.
Тонко замечена тема туалета - очень важная для японцев. Она присутствует в любом японском фильме, как голые бабы в итальянском. Респект режиссеру, что удержался от цитирования "Похвалы тени" Танидзаки, хотя представляю, как это было нелегко.

Конечно, кино снято с любовью, очень красиво, полностью погружаешься в историю.
И я вообще это всё японское очень люблю и обожаю: маленькие улочки, огромные деревья у храмов. Тем более, что я сама жила в бедном квартале, многое знакомо и ностальгично. У меня тоже были такие выцветшие желтые татами, старый комодик, лестница в квартире.
Но...фильм показался слишком рассудочным.
Возникло много вопросов.
Может, потому что когда я вижу японцев, то настраиваюсь на японский фильм. А где же типичный японский поток бессмысленной (но милой) бытовой чуши, рыдания, бесконечные извинения и благодарности? Тут такого нет.
И не слишком ли часто для японцев герои обнимаются?

Герой убирает туалеты, но вы не увидите ни капли и ни пятнышка биологических субстанций. Возникает вопрос, зачем там убирать вообще? Или японцы какают сакурой и бабочками?
Каждый (идеальный) день героя мы видим почти посекундно - но сам он в туалет не ходит ни разу, даже утром. Сразу идет чистить зубы и подравнивать усики. И где тут реализм, я вас спрашиваю?
Кстати, мужик! Если убираешь туалеты, мой руки в кадре хоть иногда. А то у меня глаз аж задергался.
И заправляй туалетную бумагу до того, как мусор с пола подбираешь, а не наоборот!

Хорошо, конечно, что нет надрач (зачеркн) обожествления бедности, как у Корээды. Как выясняется ближе к концу, герой не бедняк, а дауншифтер из очень богатой семьи. Спасибо за реализм хоть какой-то. В доме бедняка никогда не будет такой дзенской пустоты и порядка, и в его жизни не будет такого концентрированного наслаждения природой и культурой.
Даже если и будет, формы будут другие.
Ну и морда лица героя выдает происхождение, боттян он.

Живет он как будто прям на грани нищеты: покупает книги не дороже ста иен, питается в забегаловках, в квартире нет ванны. Но что-то не так...есть машина, и не сказать что прям ведро с гайками. Отдает коллеге 20 000 иен, которые вдруг нашлись у него в кошельке. Ну не совсем нищета. И не экономия. Скорее, какая-то аскеза, желание опроститься?

И о культуре. Она у героя ИМХО вся сводится к "раньше было лучше".
Это вот прям очень гайдзинское! Сотни фильмов есть, где иностранцы гуляют по Риму аля Феллини или Парижу аля 50е. Вспомнила, что в Японии видела какой-то фильм Вендерса на японскую тему. Там он противопоставлял прекрасные фильмы Одзу 50х и безумную Японию 70-80х: дикие молодежные танцы, бетонные джунгли и т.д.
Теперь приехали, ностальгируем уже по 70м. Книжки от букиниста, ретро кассеты, фотики с пленкой, идзакая с домашней атмосферой и гитарой, традиционные баньки, старые кварталы...
В общем, через двадцать лет ждем фильм о том, как в 2020х было все духовно и хорошо.

Другие герои не понравились, особенно молодые девицы. Тут реализм тоже куда-то делся. Они обожают главного героя (странного дяденьку) и благодарно припадают к транслируемой им ретро-культуре. Режиссер! Не выдавай желаемое за действительное. И так дедушка Фрейд порадовался бы от постоянной телебашни в кадре и связок с десятками больших ключей на поясе.
Ещё девицы абсолютно лишены своего внутреннего мира и индивидуальности, как будто вышли прямиком из какого-нибудь романа Мураками.

Черно-белые сны героя повергли в ступор...листики-лучики-капельки. Сначала подумала, что он настолько часть природы, что и сны у него как у растения или насекомого. Потом заподозрила, что кроме Одзу он еще и фанат Тарковского. И лишь на финальных титрах объяснили для тупых, что это знаменитое японское коморэби - свет сквозь листву.

Интересно, как оценивают этот фильм японцы? Вангую, скорее это не "Япония, которую мы потеряли", а "О боже, опять эти гайдзины нифига не поняли".

злобная критика, ностальгия, люблю японцев я, когда не спится, классики, но странною любовью, феминизм

Previous post Next post
Up