Обещала на 7е рассказать о техниках снятия тревожности у детей, сперва пообещала, потом - призадумалась
(ну, со мной так часто бывает именно в этой последовательности) и еще раз осознала, как трудно все-таки с техниками, а особенно с их транслированием через интернет, много тонкостей, много нюансов относительно возраста ребенка и подстройки под его мир. Но попробую...
Напряжение, нервозность, тревога, всегда связаны с активностью вегетативной нервной системы и всегда подкрадываются незаметно. За какое-то время до взрыва нарастает напряжение в мускулатуре плечей и затылка, расширяются зрачки, дыхание становится более поверхностным. Но мы этого как правило не замечаем, поскольку способность ощущать свое тело при этом тоже уменьшается, мы смотрим наружу и видим, что все вокруг какие-то тревожные и нервные, медленные, плохо структурированные, непонятливые. Нам и самим становится труднее держать дистанцию, ждать желаемого, понимать сложные объяснения, ухудшается память и концентрация. Движения становятся более порывистыми и менее точными, то и дело что-то падает или хлопает слишком сильно, меняется стилль и тембр речи. Мы, взрослые, достаточно опытны, чтоб компенсировать эти изменения не замечая их и то нередко напряжение выходит победителем в игре против разума. Дети с депривацией старадают от них значительно сильнее.
Все описанные изменения происходят не в фазе открытой истерики-разборки-скандала, а еще до него, когда все вроде в порядке. Только по ощущению взрослого ребенок вдруг начинает на ровном месте баловаться, не слушаться или хамить. Причины для этих перемен чисто физиологические, кому интересно, может почитать где-нибудь о деятельности вегетативной нервной системы и особенно части ее под названием симпатикус. Все писанные реакции когда-то были важны, чтобы выстоять в битве со львом. Сегодня львы не в моде, их, можно сказать, "стреляют с вертолетов", но рефлекс, увы, остался и приносит много неприятностей (не толлько приемным детям).
Поэтому первый шаг научиться распознавать нарастающее напряжение у ребенка как можно раньше. На этом часто срезаются мамочки, которые увлекаются поиском "причин" для напряжения. "Я его уложила, песенку спела, сказку рассказала, а он орет". Внутренняя психологическая реальность вовсе не обязана идти за внешней. Просто понаблюдайте за ребенком, по каким признакам Вы можете определить, что настроение начало портиться. Часто помогает работа с камерой. Поставить в углу детской камеру на штативе на видеозапись, а потом многократно посмотреть последние 10-15 минут перед тем как ребенок явно "начал вредничать", поискать симптомы надвигающейся бури. Вам надо научиться распознавать ее как как можно раньше. Вам надо как можно точнее прочуствовать, как она проявляется именно в теле Вашего ребенка - это залог успеха.
Второй шаг: Постепенно, в спокойной обстановке и понятным языком объяснить ребенку то, что я сейчас рассказала, причем сделать это вне разборов полетов и в доверительной атмосфере. Смотря по возрасту и развитию часто рассказывают о чертике - козлике, который козлит и устаивает скандалы из-за угла, незаметно человека, к которому привязался. Важно: такой козлик есть у каждого человека и у Вас тоже. Можно с ребенком вместе поняблюдать, как "заводятся" киношные и мультяшные персонажи, как нелогично на голом есте затевают конфликт, хотя без конфликта добились бы бОльшего. Можно понаблюдать за окружающими, да и самой?самому признать, что и Вы иногда действуете под влиянием козлика, что Вам не всегда нравится. Смотря по возрасту и доверительности отношений можно разрешить ребенку говорить кодовое слово, если у него есть ощущение, что Вы заводитесь. После этого Вы выдыхаете и проговариваете все спокойно. Я обычно использую слово "цак".
Третье: Постепенно начинаете обращать внимание ребенка на его собственное напряжение и его симптомы, но ни в коем случае не в разгаре истерики, только вначале, когда ребенок еще что-то слышит, и ни в коем случае не с упреком. Если словить истерику не удалось, устраиваете задним числом разбор полетов под девизом "мы вдвоем против козлика", обсуждаете, насколько это возможно, как ощущалась истерика самим ребенком. Часто работает озабоченное "ну неужели тебе вот так орать лучше, чем если бы мы вместе пошли гулять"
Самое сложное в этой работе - установить раппорт, найти язык, который понятен ребенку, создать доверительную атмосферу и держать напряжение. С одной стороны работа (в том числе и проговаривание реакций ребенка) должна быть регулярной. С другой стороны не должен возникать эффект надоевшей шарманки. Вот это трудно.
И еще трудно не начать убеждать себя, что эта работа вообще не нужна. С этого начинает большинство родителей «да, это очень важно, но мой ребенок все понимает, отношения у нас доверительные и вообще...» Очень важно тематику реально многократно проработать, проговорить с большим, порисовать, полепить, поиграть с маленьким, дать себе и ребенку время на наблюдение и самонаблюдение. Это залог успеха.
Техники - позже