Сижу, ваяю для своей шайки записи о прошедшем отпуске. Я их, надо сказать, совсем избаловала: каждый год к рождеству они получают такое письмецо от меня с фотографиями, как прошел их год по моему ощущению. (то есть с примечаниями, типа "я была так горда, что ты впервые смогла сказать четкое нет подружке"). Когда-то эти письмеца задумывались как пособие по обучению чтению, писались мной соответственным языком и перечитывались по миллиону раз. Читать молодежь научилась, а от письмен отказываться не желает, ждет их чуть ли не больше чем самого рождества, даже 17-летний Котеныч. Видимо не вырастем мы ни из этих писем, ни из детсадовских разборок, охохонюшки...
Но я не о том. Пока писала, вспомнилась мне наша немецкая усыновленчески-психологическая Гуру Ирнела Виман (Irnella Wiemann), которая последние годы активно пишет про биографическую работу.
Дай-ка, думаю, соберу для родного ЖЖ чего она пишет. Сразу скажу: Выборка по памяти, без опоры на конкретную книгу или статью, но кто хочет углубиться и читает по-немецки
Вот ее книжка на тему:
http://www.amazon.de/M%C3%A4dchen-Jungen-entdecken-ihre-Geschichte/dp/3779917777/ref=sr_1_8?ie=UTF8&qid=1406136562&sr=8-8&keywords=wiemann+irmelaА здесь собрание статей (тексты):
http://www.irmelawiemann.de/seiten/artikel.htm Ссылаясь на опыт англичан она советует проводить биографическую работу систематически, то есть не ограничиваться запросом со стороны ребенка, а например в течении полугода выделять по 30-60 минут в неделю в определенный день недели на эту тематику. Это дает другую эффективность и насыщенность (с этим могу согласиться)
В биографической работе с дошкольниками помимо известной на здешних широтах Книги Жизни, которую делают родители, возможно и подключение детей: рисование семьи в виде животных, сердечек, сказочных персонажей, машинок или еще чего-то и обсуждение рисунков. Рисовать таким образом можно как актуальную ситуацию, так и моменты из книги жизни, которые особенно заинтересовали ребенка. .Можно вырезать нарисованные фигурки и разыгрывать сценки.
Нарисованные картинки можно вклеивать в подготовленную книгу жизни. Так же как картинки-воспоминания (например, обсуждение совместной поездки двухнедельной давности, и картинки ребенка, можно с припиской вашей рукой комментариев ребенка). Благодаря последним книга жизни теряет свою тематическую направленность и превращается в дневник, где усыновление - только одна часть. Вес смещается на жизнь в вашей семье. По опыту: дети и приемные и не приемные обожают эту работу и ее результаты. Она им много дает в плане обучения рефлексии, структурирования памяти и опыта.
Если возникают моменты, где информация отсутствует, недостаточно констатировать ее отсутствие по типу. "я ничего не знаю про твоего папу", это воспринимается ребенком как нежелание говорить на тему. Удачнее формулировка "Я бы хотела больше знать про твоего папу. Интересно, были ли у него волосы, как у тебя. Как ты думаешь, как он выглядел? Давай придумаем и нарисуем его, как он мог бы выглядеть" и т.п. Заполнение пробелов ведется вместе с ребенком, а не вместо него.
Если всплывают неприятные моменты, важно называть эмоции, а не отрицать их. То не сбегать, например, в идеализацию "домиков", а говорить о своих эмоциях "Я не знаю, как было в домике. Могу представить, что мне было бы грустно и одиноко", но одновременно и обращаться к сильной стороне ребенка "но теперь ты живешь в другой семье, с другими людьми, твоя жизнь идет по совершенно другому пути."
Если ребенок уходит от такого "вскрывающего" пути общения, не настаивать. В детсадовском возрасте дети как правило идут по пути создания другой реальности, можно сказать "хорошо, давай придумаем, как ты родился из моего животика", проговорить, проиграть с фигурками и т.п.
Так... Получается больше, чем планировалось. Пока закругляюсь, продолжение следует