Школа Злословия с Сергеем Юрским

Apr 12, 2008 20:27


"Классический интеллигент" по выражению ведущих. И на самом деле, на первый взгляд он напоминает мне пожилого скучного лектора, который с небольшими паузами сухим трескучим голосом сейчас начнет лекцию, глядя то в окно, то в потолок. О, он как и множество людей старшего поколения самым мрачным образом смотрят на современность и на молодежь. Но у него есть заметное преимущество - этот человек рефлексирует, и, что очень важно, он способен провести грань между обеъективным и субъективным, допустить, что не все, кажущееся ужасным и не нужным действительно так ужасно и ненужно, но, возможно, просто предстает таким в сознании данного конкретного человка. Он действительно не исключает возможности того, что он не понимает многого,и поэтому ему современность
рисуется именно таким образом. Это допущение-огромная, огромная редкость, и за нее я глубоко благодарна. Дело в том, что она дает возможность оправдаться и объясниться и мне, и представителям моего поколения в целом.
Среди затронутых проблем интеллигенция, театр и профессия актера.
Эта передача, возможно больше чем многие другие, оказалась диалогом ведущих и гостей, диалогом равноправным с пропорциональным разделением занимаемого времени. Высказались все и, похоже, все друг друга услышали и друг друга поняли
Довольно интересной частью передачи стал пересказ и попутная интерпретация Татьяной Толстой Волошина. Дело в том, что Сергею был задан вопрос "что сейчас с интеллигенцией" и он ответил, что по его оценкам интеллигенции больше нет. На что Толстая, по-видимому желая косвенным образом указать Юрскому на возможные истоки такого суждения, привела взгляд Волошина на проблемы интеллигенции. Тот писал, что интеллигенция началась при Петре и закончилась с советской властью. Она существовала только как слепок с самодержавия. Самодержавие было как будто бы костью, интеллигенция - надкостницей. И так они вместе сгинули в революции 1917 года. Но в то же время совершенно очевидно, что интеллигенция существовала и в СССР именно в том же самом виде и с той же самой посылкой - быть против, критиковать.Все дело в том, что Волошин сам был человеком времен Петра, отсюда и оценки. Сам Юрский вспомнил изречение о том, что "Интеллигенция родилась когда Пушкин закрыл глаза". Так как в XIX веке идея любви к Родине и любви к свободе слились воедино. Когда Пушкин погиб, они разошлись и пошли параллельно. Получилось, что если ты любишь Родину, то не любишь свободу, и наоборот. Прозвучала так же критика идеи о том, что на Западе нет интеллигенции, а есть интеллектуалы. Татьяна заявила о том, что это полная чушь и на Западе интеллигенция точно такая же как в СССР, просто без угроз вроде гулагов и расстреловю
Сделаи вывод, что интеллигенция формируется как алмаз под давлением угля на большой глубине, и поскольку новая эпоха в России началась сравнительно
недавно, в 91, то видимость общества без интеллигенции - результат того, что интеллигенция формируется, но еще не успела превратиться в алмаз.
По поводу театра Сергей сказал, что функция драматического театра прямо противоположна функциям шоу. Шоу объединяет людей в смехе и аплодисментах, а драматический театр должен пощупать грех и заставить каждого человека посмотреть внутрь себя, найти свой вектор истины и индивидуальность, и разъединить этми зрителей. Но сегодня актеры чрезмерно творчески зависимы.
Безусловно, это был очень содержательный, очень высокий разговор с очень красивым и твердым человеком.Редко встречаются люди его возраста, готовые слышать собеседника и корректировать свою точку зрения, как это может Юрский. И, конечно, его рассуждения об истории общества и страны полны трагизма,обреченности, но очень спокойного, рассудительного, без озлобленности.

телевидение, актер, персона, театр, искусство, Школа Злословия, культура

Previous post Next post
Up