На самой заре нашей эры в церкви Антиохии было вычислено, что от сотворения мира до рождения Христа прошло шесть тысяч лет. Живший на двести лет позже
Лактанций сократил этот срок до 55 веков. Еще позже,
Евсебий дал „ветхому миру“ 5200 лет. С шелестом перемотаем 12 веков. Протестантские и католические теологи, обрушивая друг на друга не только проклятия, в целом соглашались, что мир был создан за 4000 лет до нашей эры. В чём причина этого неуклонного сближения скобок, между которыми - толчея всей древней истории?
В том беспричинном и (поэтому) беспрестанно воспроизводящемся желании жить в последнее время, из-за которого апостол не удержался пообещать (
Матф. 24, 34), что уже нынешнее поколение избранных будет жить при комм... померкшем солнце, или, как стали говорить через две тысячи лет при „сингулярности“. В отличии от „людей истории“ (включая и
Ноздрева), движущихся в абсолютном времени промеж прикрепленных к нему событий, теолог взваливает всю тушу хронологии на себя и сизифовыми шагами втягивает ее на одинокую Голгофу. Его мировая история лишь отражение (несовершенное) истории личного искупления и спасения и поэтому её события, отмеряются от неподвижной точки отсчета - души. Теолог хочет присутствовать на последнем акте истории, которая для него имеет предопределённый сценарий и мораль, а длина всей пьесы - шесть тысяч лет, по одной на каждый день творения.
Хилиазм - учение о том, что 6 тысяч лет это и есть всё время отведённое миру, по завершению которого наступит внеисторическое Царство, был общепринятой доктриной с первейших веков христианства, (и даже ранее: см.
письмо Варнавы, где идея приписывается пророку Илии, также Mosheim, De Rebus Christianorum), принимался само собой разумеющимся отцами от
Юстина Мученика (см. его „
Диалог с Трифоном иудеем“) до Иринея.
Со временем, однако, досадные неровности исторического пейзажа всё больше цеплялись за сучки и листья с таким усердием и усилием несомого бревна, пока беспорядочная груда пирамид, хроник и развалин не остановила намертво его движения до такой степени, что 41-й артикул англиканской цервки именует хилиазм a fable of Jewish dotage (благоразумные англичане, впрочем, незаметно
сократили список тезисов).
Что же сделали теологи? Они отломили (от
книги Даниила) сук, назвали его „прогрессом“ и с тех пор радостно размачивают им. Но эта история не про них.
В продолжении вы узнаете,
почему число христианских церквей никогда не достигнет числа
корневых серверов DNS.