Вот пример настоящего искусства. В начале 19-го века англичане решили эвакуировать части Парфенона, так как к этому моменту стало ясно, что ни турки, ни до них венецианцы, ни сами греки („ославянился весь Пелопоннес и сделался варварским“ - Константин Порфирогенет, De thematibus) не долго думают перед тем как обстреливать классические руины,
(
Read more... )
Есть одна особенность чешской историографии. Огромное количество текстов и артефактов, аналогичных тем, что составляют гордость других европейских народов, в Чехии официально признаны или сфальсифицированными или имеющими очень позднее происхождение. Никто здесь не скрывает, что чешские средневековые эпосы - это произведения романтизма начала XIX в., пражская готика по большей части восходит ко второй половине XIX в., а битва с монголами при Оломоуце в 1241 г. - выдумка, не имевшая реальных оснований.
Пока соседи изучают героические деяния предков, чешские учёные пишут подробную историю фальсификаций. Благодаря им у меня есть возможность достаточно детально изучить этот увлекательный процесс. На некоторые из этих тем я писал, на другие собираюсь писать, но ссылаться на себя в чужом журнале, кажется, считается моветоном, так что ссылок не даю.
Конечно, аналогия не может считаться доказательством, но я осмелюсь предполажить, что подход к делу у фальсификаторов в других странах был весьма подобен тому, который можно проследить в Чехии. И я не сомневаюсь, что если бы чехам удалось создать своё государство не в 1918, а, скажем, в 1818 г., сегодня рукопись Краледворская считалась бы подлинным произведением(борьба вокруг неё шла десятилетиями, однажды дошло до судебного процесса, на котором вереница лжесвидетелей под присягой подтверждала обстоятельства её находки). Однако государство в Чехии было австрийским, чрезмерные усилия местных мифотворцев не поощрявшим. Для чешских националистов это было печально, для меня же превратило чешскую историографию в кладезь премудрости.
Reply
Как именно стала выглядеть легенда о Мальдонадо после публикаций Аморетти -- это было бы очень интересно сравнить с тем, что было "известно" о персонаже до этих "апологетических" публикаций.
Про чешскую историю я в курсе -- об этом я неоднократно читал раньше, и записи в Вашем журнале на эту тему я тоже видел. Узнал из них много нового -- в частности, о деятельности Добровского. Это действительно хороший и достаточно надёжный источник информации.
Ваши новые записи в ЖЖ почитаю с удовольствием.
Reply
Leave a comment