Летний семейный лагерь Жени Кац, Белоруссия 2013

Sep 03, 2013 22:25

Этим летом я со своим старшим сыном (5л.) побывала в совершенном месте для отдыха детей и родителей вместе, в семейном лагере Жени Кац в Белоруссии. Хочу рассказать о своих впечатлениях…Их много, иногда они зашкаливают за уровень понимания, но, тем не менее, попытаюсь изложить всё обстоятельно. Сразу по прибытии не хотела писать, т.к. должно было всё внутри успокоиться, но вспоминая опять те две недели, понимаю, что очень опять хочу туда…при чем не я одна - все взрослые и дети, побывавшие там, хотят обратно туда.  Видимо, всё же нам всем очень не хватает именно близкого личного общения друг с другом.





Жили мы там 12 дней, в домиках примерно по 5-6 семей. На турбазе больше никого не было, только наш заезд. Всего примерно 130-150 человек, семьи были и с 2 и с 3 детьми, кто-то был в полном составе с папами, но все же, больше было мам с детьми. Каждый день вывешивалось расписание занятий на текущий день, при чем, после детского отбоя взрослые тоже устраивали себе игротеки или посиделки у костра.



Смысл лагеря в том, что дети проводят время вместе со своими родителями, а не отдельно от них. Многие родители вели какие-то мастер-классы, их дети в этом время могли быть с ними или идти на какое-нибудь другое занятие. Вообще, пространство лагеря на это время становится общим домом для всех, поэтому нет нужды водить ребенка за руку на пляж или, например, в столовую. Дети через пару дней все перезнакомились и уже сами решали, куда им идти и что делать. Мой сын вначале смены приехал никого не знающим мальчишкой и постоянно спрашивал разрешения, куда ему пойти. В конце смены это был уже свойский парнишка, который мотался по гостям то в один домик, то в другой и мне вообще было трудно найти его - он мог либо в столовой играть в настольные игры, либо в соседнем домике сидеть и слушать, как читает какой-нибудь взрослый сказку детям, или вообще стрелял из луков на поле. Конечно, это очень радовало всех взрослых, что у детей есть свобода выбора цели и они ей пользуются тут на полную катушку ;-)


Каждый день Женя вела сначала хороводы с детишками 2-5 лет, потом начиналась математика сначала для 4-5 лет, потом для 5-7 лет. Мы были во второй группе, что полностью соответствовало уровню сына. Матвей замечательно всё понимал и справлялся со всеми заданиями. Математика была, конечно, не обычная, а игровая. Все задания делались либо в кружочке на асфальте, либо вообще на бегу. ;)) Странно, правда, математику изучать, бегая? Пример. Рисуется на асфальте что-то типа классиков - многоэтажный дом с 2-3 подъездами. Каждый ребенок выбирает себе «квартиру» на любом этаже (это мог быть и гараж, а все дети - машинки). Женя говорит, что когда она назовёт, к примеру, цифру 8, все жильцы/машины должны быть на своих местах, а пока можете бегать! Но приготовиться должны вы уже когда? Правильно! Когда я назову цифру 7! И все побежали…бегают…бегают..слышат 7…продолжают бегать…8!!! Только двое или трое в домике сидят, хотя все без ошибки говорили, что на 7 уже должны быть рядом с домом…еще раз…теперь считаем до 13! Готовимся когда? Все кричат - на 12!!! Бегом, марш!!! 1,2,3…12,13!!! Эй, машинки, вы где?!?!  Человек 5 теперь прибежали во время… С группой 4-леток это повторялось постоянно, при чем с ними из 10 не вылезали, конечно. С 5-6 летками начиналось всё так же, к концу смены, играя в это практически каждый день, они начали смекать, что на предпоследнем числе хорошо бы уже сидеть в домике, ибо иначе не успеют добежать. Но вот остаться в домике вообще и не бегать, если, например, загадано небольшое число 5, практически никто не догадался, единицы… Вот вам и математика на бегу!
Помимо бега в этих же домах дети расселялись и называли свой подъезд и этаж, потом ведущий подъезды обозначил буквами…дети через несколько занятий свободно оперировали координатами - типа перехожу с клетки А3 на Б5, т.е. во второй подъезд на 5 этаж. Потом появлялась ладья в лице ведущего и съедала всех, кто находится на её этаже и в её подъезде (как классическая шахматная ладья), дети должны были убегать на те клетки, где ладья их не может съесть. Поверьте, детям не так уж и просто выбрать эти клетки, они как зайцы - убегают по прямой на этаж ниже или выше, или меняли подъезд, оставаясь на этом же этаже. Эту игру дети просто обожали! Просили Женю каждый день играть с ними в ладью ;))




Часто строили из блочной мозаики разные причудливые фигуры на асфальте: бабочек, машинки и т.д. Причем сами дети могли быть в качестве ведущего - все закрывали глаза, ребенок придумывает узор, потом  все открывают глаза и повторяют. Как я заметила, особенно сложно у детей с симметрией и ромбовидными деталями.
Строили из брусочков фигуры и потом их зарисовывали; вообще, много занимались геометрией ;)) У моего сына это любимое дело - что-то построить или построить по чертежу - вид спереди, сбоку и сверху - догадайся какую фигуру нужно построить? Сын любил эти задания. Правда, к концу смены ему, видимо, надоело уже ходить заниматься, и он предпочитал ходить на лепку из глины или гонять в футбол, я не сопротивлялась - куда хочет, пусть туда  и ходит. Что касается математики, то с этого учебного года у меня будет несколько постоянных групп дошкольников, плюс еще хочу добавить к математике опытно-физическую тематику - будем проводить разные опыты и объяснять их в пределах возраста детей. Так что приглашаю всех желающих!

Мне  лично как маме и просто как интересующемуся человеку, хотелось побывать сразу и везде. Некоторые семьи были уже не в первый раз в таком лагере, они уже знали, где и что примерно происходит. Я же была впервые тут, поэтому мне был интересно всё! Я с удовольствием ходила и на хороводы, и на математику, и лепила из глины, и плела в кружке рукоделия фенечки, и в настольные игры играла с детьми на игротеках, и рыбачила с детьми на причале - в общем, меня можно было встретить где угодно.



По вечерам детям Женя показывала какую-нибудь сказку, это были обычные сказки - Лиса и Волк, Теремок, Маша и Медведь и т.д., но дети все сидели и слушали с открытыми ртами. По-моему, время вечерней сказки было самое тихое время в лагере ;)) И вроде сказки-то все уже знают, а сидят и слушают. Потом желающие показывали спектакли. Если честно, я сначала думала - ну кто будет эти спектакли-то показывать? И каково было моё удивление, что каждый день у нас по одному спектаклю уж точно показывали, а иногда и 2 и 3 аж! Все в течение нескольких дней ходили, подыскивали на свою постановку нужных актёров, договаривались с ними о репетиции, некоторые дети участвовали в нескольких спектаклях даже. У нас с сыном появилась идея поставить «Принцессу на горошине». Матвей сразу сказал, что он будет горошинкой. Стали подбирать ему принцессу, которая должна была ложиться на него спать по сценарию. Сначала решили соседку нашу - девочку 8 лет пригласить, а потом что-то я разговорилась с другой нашей соседкой, довольно-таки крупной женщиной, а она и говорит - Слушайте, а давайте я буду принцессой, а короля маленького мальчика возьмём 5 лет, а принц будет мой сын 9 лет! Выходило так смешно, что все сразу согласились. Во время спектакля хохот стоят несмолкаемый, принц замечательно обыграл свою роль и никак не хотел целовать свою крупную принцессу (т.е. свою маму) и жениться на ней. Горошинка всем понравилась, потом всю смену сына называли горошинкой ;))  И таких веселых спектаклей было много за всю смену, все что-нибудь придумывали своё интересное и смешное. В общем, для меня каждый вечер был открытием талантов в лагере.




После общего детского отбоя в 22.00 в столовую потихоньку подтягивались взрослые для взрослых игр, мы с удовольствием играли в Шляпу, Контакт, Руки профессора, Диксит и многие другие интересные игры. Надеюсь, что на наших игротеках мы во всё это тоже поиграем.
В какой-то момент во всём лагере вспыхнула «болезнь» рыбалки. Все дети захотели рыбачить, мне пришлось сделать сыну удочку из подручных материалов, на нашу радость у одного папы были грузила и крючки. Дети радовались каждой пойманной рыбке ;-) Правда, почему-то потом они их всех выпускали из банки - жалко было. Вспоминая своё детство, не помню, чтобы мне было жалко пойманную рыбу - я её почему-то всегда хотела пожарить и съесть ;)) Вот какие сейчас гуманные дети растут…




Иногда, когда выдавалось немного свободного времени, взрослые сразу вспоминали какие-нибудь игры из своего детства, и тут же применяли их на практике. Так, мы с удовольствием играли с детьми в резиночки (некоторые мамы даже помнили сложные фигуры с переворотом), в городки, я знаю три..,  найди у себя цвет и т.д.  Действительно, ведь нас раньше никто не учил этим играм, мы во всё это играли во дворе, и было так здорово...  Попробуйте со своим детьми поиграть в игру «Я знаю три…», например, транспорта. Смогут ли они быстро вспомнить три транспорта? Или три овоща? Или три планеты? Или три реки? Или «найди цвет на себе» - кто нашел, тот переходит на другую сторону, у кого нет - тот остается стоять тут…помню, все девочки всегда говорили, что у них на трусах точно есть такой цвет, но они его не покажут, и их пропускали ;))



Папа-Лёша вёл целый курс обучения фигурок из верёвки ( http://lexa.livejournal.com/120454.html). Нанизав верёвку на две руки и постоянно снимая определённым образом её, можно получать красивущие фигуры! Даже сказки он рассказывал под эту верёвку, и по сюжету показывал всегда новые фигуры - замечательно! Особенно всех впечатлила сказка про улитку «Улитка, улитка, куда ты ползёшь?». Оказывается, история веревочных игр идет то ли от индейцев, то ли от эскимосов, вроде они таким образом передавали друг другу легенды - никто толком не знает откуда пошли эти игры…  В результате весь лагерь ходил с этими веревками, и просили друг у друга их снять определённым образом. Матвей, было, начал тоже, но у него что-то не пошло и он не стал дальше повторять, видимо, еще рановато. А я кое-чему научилась!




В лагере было несколько больших игр, в которых были заняты практически все - Бегущий лагерь, Найди клад, Почтовая переписка, Большой квест, Колотилка (кстати, на нашем втором Слёте туристят в сентябре Колотилки тоже будут!). Особенно в конце запомнился квест. Сюжет игры следующий (по книге Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада») - детям рассказали, что злые Бады (это 6 переодетых пап) спрятали ключи от сладкой мастерской, всем детям-зокам надо найти и отобрать у них ключи, чтобы пробраться в сладкую мастерскую. Но нужно пройти много испытаний, чтобы найти, где спрятано оружие, которым нужно сражаться с Бадами. Испытанием были 7 контрольных пунктов, где детям задавали разные задания типа станцевать всем вместе танец под барабан, попасть из лука в цель, попрыгать на веревочке, отгадать деревья на рисунке и т.д. В результате выдавались части разрезанной подсказки, соединив все части от всех команд, дети поняли, что надо бежать далеко в лес - там спрятаны мягкие палки, чтобы сражаться с Бадами. И вот когда они нашли эти палки, все с воплями «Бей Бадов!!!» понеслись на поляну.




Была битва не на жизнь, а на смерть. Представьте себе порядка 50 детей, носящихся по поляне с воплями и криками!  Мой сын в конце битвы был буквально весь мокрый, одежду можно было выжимать, тоже самое со всеми. Одна девочка умудрилась как-то запрыгнуть на спину одному из злых Бадов, а остальные дети его повалили на землю и там уже добивали своими мягкими палками. Словами весь драйв мероприятия не передать! Вся игра продолжалась всю первую половину дня вплоть до обеда. Ну а в конце ключи всё же нашли, была прекрасная сладкая мастерская из сладкого теста, марципана, посыпок и других лакомых кондитерских штук. Дети с удовольствием мастерили красоту, а потом её же и ели, некоторым было жалко есть свои произведения и они разнесли всё по домикам.



Почтовая переписка тоже была очень интересна. Около всех домиков стояли самодельные почтовые ящики, дети каждое утро просыпаясь, сначала бежали к ящику проверять - не написал ли им кто письма? Сначала смены мы все взрослые собрались поздно вечером в столовой, распределили примерно на всех по 5 детей - кто кому пишет письма и принялись за дело… Я считаю эту ночь первых писем самой трогательной из всех наших ночей. Представьте себе взрослых, сидящих в час ночи в столовой и все что-то кому-то пишут, рисуют, вырезают бумаги, клеят…а папа-Лёша что-то мурлычет всем в уголке на гитаре…при чем много песен было на английском языке - чудо!  Я оттуда даже в три ночи  не хотела уходить, когда все свои письма уже написала. В результате на утро все дети в лагере получили письма, а потом завязывалась переписка. Были и курьёзные письма, и серьезные, в зависимости от возраста адресатов. Дети и сами переписывались друг с другом. Матвей решил написать Жене, послал ей свои планы (он очень любит рисовать планы всего-деревни, города, турбазы, стройки и т.д.), она была в восхищении, рисовала ему в ответ разные тоже рисунки, сын с удовольствием сам относил в её ящик свои письма, хотя домик её был достаточно далеко от нашего. А у меня завязалась переписка с двумя девочками 5-6 лет - Аней и Лизой. Некоторые письма они писали мне сами, а некоторые за них мамы писали, но рисунки они мне всегда рисовали сами. Если честно, есть что-то такое теплое и приятное в такое настоящей переписке, много ли мы сейчас пишем от руки писем, а тем более рисуем чужим детям рисунки? Мои девчонки всегда были в восторге от писем, Аня частенько подбегала ко мне и говорила - а ты мне написала уже ответ? Я отвечаю - да! Она бегом к своему домику ящик проверять ;))



Конечно, очень не хотелось уезжать из этого «детского» рая, где так много интересных людей, столько идей и путей их реализации… По приезду в город у всех была ломка…и у меня в том числе, не могла даже с мыслями собраться в течении двух недель, чтобы написать свои впечатления… Ну что нам мешает собираться хоть иногда вместе в городе? С нашим бешеным ритмом жизни…почему бы не собраться нескольким семьям и не поиграть вместе - взрослым и детям, поговорить, почитать детям вслух сказку и потом её же поставить в спектакле? И как же здорово, что есть такие люди, которые с горящими глазами прибегают среди ночи и говорят - ну что, поиграем?!

летний отдых, игротеки, дети

Previous post Next post
Up