"Глаз должен путешествовать (The eye has to travel)"- говорила Диана Вриланд - "жрица моды", редактор журнала Вог.
Наш взор должен гулять по изображению, переходя с одного объекта или точки на следующий. Если в изображении, будь то графический дизайн печатного издания, интерьер, живопись, или образ человека в костюме, будет присутствовать монотонность или скудность, глазу "не за что зацепиться".
Если же будет слишком много не связанных между собой элементов, глаз устает от перегруженного пространства.
В этом путешествии нашего взора есть определенные закономерности, и хотим мы этого или нет, стоит их учитывать тем, кто занимается графическим дизайном всех видов. А разве создание нашего ежедневного образа нас самих не является дизайном?
Одной из таких закономерностей является то, что взгляд, прежде всего, направлен на объект, имеющий наибольший "визуальный вес", а потом постепенно переходит к "более легким" объектам, чтобы дополнить картину, углубиться в детали.
Понятно, что на изобразительной плоскости, например картине или печатном листе, двумерные объекты не имеют массы или объема, и понятие визуального веса условно. Но, тем не менее, психологически мы воспринимаем одни цветовые плоскости как более тяжелые относительно других. Темные цвета воспринимаются нами "тяжелее" светлых, если располагаются на светлом фоне.
![](http://ic.pics.livejournal.com/funtik_n/39243032/60045/60045_original.jpg)
Но светлое пятно на темном фоне имеет не меньший визуальный вес:
Посмотрите, на картинке есть две одинаковые формы, раскрашенные в черный и белый цвет пополам:
В одном случае, когда обе формы расположены безотносительно "верха и низа", можно сказать, что эффект тяжести черного выражен не так ярко. Но достаточно нам показать "низ", изобразить плоскость и "лежащие на ней" дополнительные предметы, как эффект "веса" становится очевиден:
Психологически человеку уютнее, когда тяжелое пятно расположено ниже легкого. Сказывается привычка жить в мире, где есть сила тяжести, направленная вниз. Если фигура "перевернута", то это может вызвать впечатление нестабильности, неравновесия. Естественно, это свойство человеческого восприятия используют художники, когда хотят добиться нужного эффекта композицией изображения.
Применительно к композиции, более темный цвет на общем светлом фоне будет заметен быстрее всего, и соответственно, он несет больший визуальный вес. Чтобы уравновесить темный "тяжелый" предмет потребуется большая светлая цветовая область.
В мире дизайна восприятие веса элемента зависит от того, насколько сильно он привлекает взгляд. Насыщенные, чистые, оттенки цвета привлекают внимание сильнее, чем приглушенные. Они динамичнее и, соответственно, несут большую цветовую нагрузку, и больший визуальный вес.
Слишком много насыщенных цветов в одном образе "соревнуются" друг с другом, и наш глаз быстро утомляется от такого изображения. Тогда говорят о "перегруженном" образе.
Вот, например, фото фестиваля Холи в Индии (фестиваля красок):
Ники Минаж на фешн-шоу в 2012 году:
Все, что говорилось сейчас о весе цвета в дизайне изображения, применимо к костюму человека. С точки зрения темное\светлое надо учитывать расположение цветовых пятен так, чтобы не "утяжелять" и без того тяжелые формы фигуры человека. Традиционный совет "темный низ, светлый верх" не работает в этом случае идеально. Бывает, что черная юбка на полных бедрах дает нежелательный обратный эффект. Если подходить сторого, то нужно учитывать и фактуру материала, и крой, и пластические свойства ткани. Но цвет, особенно черный, это то, что воспринимается мгновенно.
Известная фешн-блогер Танеша, "женщина с округлостями", наглядно показывает это свойство:
Легкая юбка из светлой ткани делает бедра "легче" визуально:
Есть множество примеров тому, как в стремлении скрыть свою полноту, женщины надевают черную одежду, при этом еще и обтягивающий трикотаж. В итоге, получается еще более грузная фигура в самом тяжелом цвете, и с обтянутыми жировыми складками. Неудачный выбор платья:
Аналогично можно сказать о насыщенности цветового пятна. Если мы хотим скрыть какую-либо особенность нашей фигуры, то не стоит помещать насыщенное цветовое пятно на ту часть, от которой нужно увести взгляд. Лучше сделать цветовой акцент на выигрышном месте вашей фигуры. Например на шее и запястье. Сумка, очки и босоножки также могут быть акцентными аксессуарами. И снова красавица Танеша.
Кроме насыщенности цветового пятна на визуальный вес влияет также его размер, что естественно, и контрастность с соседними цветами. Психологическое восприятие же разных цветов одинаковой насыщенности и цветовой площади тоже оказалось разным.
Есть интересная статья об этом. Будет время - переведу.