Организация плоскости - это задача,
которая объединяет всех - и реалистов,
и авангардистов, абстракционистов и концептуалистов.
Когда в картинке есть ритмическое построение,
то картинка становится самодостаточной,
она становится интересной, а не просто картинкой.
Пока картинка перечислительная, то она абсолютно
никому не нужна. Это как текст, который скучно читать.
А.А. Ливанов
Доброго всем дня!
Говоря о рисовании как о рассказывании историй, стоит помнить о том, что это истории на своем собственном языке, языке пластики, где звуки - это линии и пятна, которые, взаимодействуя друг с другом, складываются в слова. Так или иначе располагаясь на плоскости, они образуют фразу или целую историю. Любое нарисованное событие (пятно, линия, объект) - слово, а все ненарисованное - от воздуха, пробела между фигурами до белого листа - пауза между словами, тоже очень важная вещь. Без этих пауз ваше графическое высказывание сольется в бессвязный поток звуков.
Объекты и паузы, повторяясь - формами ли, цветом, направлением - могут рифмоваться между собой. Самый простой пример, такой же простенький, как считалочка - орнамент, где подобное повторяется через определенные паузы:
Сложные графические листы - это стихотворения, поэмы. Рифмы там не так очевидны, как в орнаментах, но зато их куда больше. Например, в этой работе Петра Митурича зарифмовано все: маленькие круглые деревья в точках цветов на тонких ножках, большие круглые кроны с диагональными теняи, вертикали стволов и тополей:
Конечно, рассказывать истории можно с помощью сюжетов, изображая персонажей, действия, окружение. Но сюжет ближе к литературному языку. Художник воздействует на зрителя средствами пластики, организуя определенным образом предметы в листе, выбирая те или иные цвета для своей работы. Без этого рисунок останется простым перечислением, называнием объектов.Всякий человек с рождения способен воспринимать этот пластический язык - это связано с инстинктом самосохранения. Важно уметь распознавать подобное тебе, чтобы понимать, съедят тебя или нет, чувствовать неправильность расположения пятен - то ли это стволы, то ли это тигр. Дальше остается только развивать чувство пластического языка. мы считываем эмоцию, тему рисунка, настроение в первую очередь даже не из сюжета, а неосознанно, из того самого расположения объектов.
Например, на этой абстрактной геометрической композиции Малевича хорошо видно, кто беспокоен, кто контактирует с соседом, а кто непоколебим, как скала:
Научившись организовывать объекты в листе, вы проделаете как минимум пол-работы: останется всего лишь изобразить на месте всех этих масс, пятен и линий то, что вам нужно :) Но любая хорошая работа начинается именно с такого композиционного замеса. И хорошая новость: лучше ли, хуже, но абсолютно все умеют делать это на интуитивном уровне. Существует множество так называемых композиционных схем: "чтобы передать ощущение покоя, статичности, впишите все ваши объекты в круг или треугольник, а для движения добавьте диагональ". С одной стороны, да, это все действительно работает. С другой стороны, схема - это всегда схема. Сложно от нее отказаться, в ней нет вариативности; работая по схеме, дальше схемы не уйдешь. Поэтому я предлагаю плюнуть на схемы, забыть все, что вы когда-либо слышали о композиции (если ничего не слышали - отлично!), и воспользоваться внутренним встроенным с рождения чувством для выполнения следующего задания.
Сегодня мы будем учиться говорить на языке пластики и передавать ощущения.
1. Вырежьте из белой бумаги два одинаковых квадрата, примерно 15 на 15 см.
2. Вырежьте из цветной бумаги два одинаковых набора фигурок - 5-7 штук- такого размера, чтобы они поместились в квадрат. Например, у вас будет два больших синих круга, две тонких красных полоски, два маленьких зеленых треугольника.
3. Каждому белому квадрату - по набору.
4. А теперь разложите ваши фигурки так, чтобы:
- на одном квадрате было движение, а на другом все бы стояло на месте;
- на одном квадрате все было неустойчиво, а на другом - в равновесии;
Можно составить только одну пару.
5. Возьмите клей, приклейте ваши фигурки, и почувствуйте себя Малевичем!
Пример выполненного задания:
В той же технике аппликации составьте нефигуративную композицию (нефигуративную - это такую, где не изображено ничего конкретного и узнаваемого, никаких домиков, человечков и цветов) на любую из тем:
1. Полет.
2. Сон.
3. День Рождения.
4. Ссора.
5. Зима.
6. Пожар
На картинке ниже - композиции на темы "Далеко" и "Тень".
Никаких правил. Двигайте, смотрите, слушайте себя: вызывает ли ваша композиция нужное чувство, или стоит еще немножко подвигать все туда-сюда? Для выполнения второго задания сначала определите для себя, что значит для вас эта тема, какие чувства вызывает: страх ли, радость ли, то ли это вечный покой, то ли это хаос и темп.
Выкладывайте работы в комментарии по мере их создания. А тем временем первые подоспевшие авторы работ по теме "Смотри как художник" геройски выполнили не одно, а оба задания! Идите смотреть, комментировать и выкладывать свои графические наблюдения :)