Доброго всем дня!
Понимая свои задачи и время от времени спрашивая себя, действительно ли они актуальны на данный момент, понимая свою художническую природу, куда легче не поддаваться на провокации окружающего мира и тараканов: "кто не умеет делать так-то - тот не умеет рисовать; чтобы рисовать, обязательно нужно уметь то, это, и еще тыщу всего". Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя чахнущим над "обязательным" программным упражнением (например, аккуратно штрихующим квадратики), сверяйтесь со списком своих задач и спрашивайте себя: а нужен ли мне этот навык для их решения? Точно ли мне надо уметь правильно строить и аккуратно штриховать геометрические тела, если мое призвание - рисовать цветы и составлять из них орнаменты для тканей? Критерий, как всегда, один: скажи "нет" насилию над своей природой (не путать с упорством! :)).
Как мы увидели вчера, даже рисуя с натуры можно решать великое множество самых разнообразных задач, и тогда унылое "изобразить стакан" превращается в целое приключение, а определение, называние - "это - стакан" - в рассказанную историю: "Питер. Большое окно сталинки в комнате старого холостяка. На подоконнике нехитрый быт - кусок зеркала, ложка, стакан. Грани стакана ассоциируются с колоннами старых зданий, как бы отражение того, что мог видеть стакан, стоя на этом окне. Миг, - и он разбился. Быстротечность времени. Все уходит, - и стаканы, и колонны и эпохи. И в этом миге есть красота.." (
tata_skvortsova). Более того, таких историй из самого незначительного повода для изображения - да того же стакана - можно сочинить с десяток, меняя задачу и подбирая для ее решения разные средства.
Многие из вас, определяя свои художнические задачи, писали: "Я рисую, чтобы поделиться, чтобы передать, чтобы рассказать". Рисование - тот же язык, где вместо слов - линии и пятна, вместо предложений - их порядок, ритм, взаимодействие и связи, и, выстроенные так или иначе, они складываются в историю, своего рода пластический текст, - графический лист. Можно даже провести параллели: если комикс - это многословный роман в картинках, "он сказал-она ответила, луна светила, кудри вились, а соловей на ветке пел свою песню", то хорошую иллюстрацию или рисунок можно сравнить с хокку, когда малыми средствами создается образ. "Не срисовывайте себе, а расскажите другому. Рисование - это трансляция". (А.А. Ливанов).
А кроме того, некоторые из вас поделились тем, что рисование - это способ смотреть, видеть, наблюдать, подмечать. Художник замечает смешную рожицу в кляксе, то, что снег ясным морозным вечером - розовый, а в тенях - фиолетовый, то, что круглая лисья шапка пассажира напротив рифмуется с его круглыми щеками и круглым пузом. Знаменитый график Фаворский вспоминает в своих дневниках следующее: как-то раз он гулял по полю со своим внуком. мальчик увидел теленка и кинулся к деду с криком: "Дедушка, смотри, у него же четыре ноги!"
Широко раскройте глаза, замечайте, удивляйтесь и делитесь своим удивлением, ведь "всяческое рисование - это борьба с очевидностью" (А.А. Ливанов) Постарайтесь увидеть что-то красивое по привычной дороге на работу через спальный район. А лучше целых пять красот. Или десять. Побудьте Шерлоком и представьте, что же за человек владеет вооон тем пальто, что висит на вешалке в кафе. Постарайтесь запомнить три лица, увиденных в транспорте (а еще раньше - поднимите голову и посмотрите на все эти лица) и нарисуйте их дома по памяти. Тренируйте внимание к миру; искренний интерес компенсирует нехватку технических навыков. Представьте, что кто-то говорит вам: "Тебе стоит провести со мной вечер, просто потому что ты - существо женского пола". Согласитесь? Я - нет. А чем объекты изображения хуже? Объяснитесь в любви - вслух! - старенькому чайнику или тапочкам, в конце концов, проявите к ним внимание - и вы сами не поверите, какими интересными и привлекательными окажутся привычные вещи. Навешайте им с три короба комплиментов, убедите их прийти к вам на творческое свидание, уболтайте их получиться у вас замечательно - и результат не заставит себя ждать. «Для влюбленных оспины - что ямочки на щёках».
А вот и практические задания для переключения фокуса внимания и ухода от очевидностей:
1. Всем знакома сказка о Золушке. Более того, у всех есть какие-то сложившиеся образы из волшебной сказки. А если посмотреть по-другому? Изобразите экиз иллюстрации к Золушке, как если бы это была...
- детективная история;
- исторический роман;
- иллюстрация для афиши молодежного фильма;
- фэнтези-история;
- социально-бытовая драма;
- комедия.
2. Выберите любой вариант, самый приглянувшийся, самый неожиданный или наугад. Сделайте эскиз в любой технике, будь то быстрый набросок шариковой ручкой или коллаж из журнальных картинок. Выложите в комментарии и не рассказывайте, какой именно жанр вы иллюстрировали.
3. Следующий комментатор старается угадать, какой же жанр иллюстрировал автор.
1. Выберите любое из заданий:
- нарисуйте три разных наброска с видом из одного и того же окна;
- нарисуйте три разных наброска одной и той же пары обуви;
- нарисуйте эскиз иллюстрации к "Фелриному горю" по мотивам, взятым из реальной жизни вашей посуды :);
- нарисуйте три разных автопортрета;
- нарисуйте пространство между предметами на вашем рабочем столе.
2. Прежде чем приступать к рисованию, напишите себе свою задачу, максимально детально. Например: "Мне нравится, что черные деревья, которые я вижу из окна, отбрасывают синие тени. Сейчас я буду рассказывать о черных деревьях и синих тенях". Возьмите из натуры только важное для вашей задачи. Все, что не о черных деревьях и синих тенях, выкидывайте из рисунка храбро. Вы - хозяин в своем листе. Сверяйтесь с написанной задачей всякий раз, когда вы начнете сокрушаться, что дерево на рисунке не точь-в-точь такое же, как дерево за окном, и проверяйте, есть ли там хоть слово о сходстве)
3. Выложите результат в комментарии.
4. Следующий комментатор "читает" историю, которую ему рассказывает автор.
Не думайте сейчас о технике. Не замахивайтесь на грандиозные форматы и детализированную выделку. Вам нужно просто рассказать историю средствами графики и сделать так, чтобы вас поняли, - для этого вовсе не нужно много времени, объясниться можно за 10 минут. Гоните критика в три шеи: ваше дело - изображать. И все время помните о смайлике из предыдущего поста :)
Интересных вам исследований!
ПС: работы можно выкладывать в течение всей недели. Я сегодня весь день рисую вдалеке от компьютера, не теряйте, вечером вернусь к вам!
Художник - Victor Nunes