Неделя стихологии. День 4. Хайку.

Jun 26, 2014 11:48


Прекрасно-созерцательного всем дня, дорогие стихотворцы!

Вчера я смеялась до упаду, начитавшись ваших чудесных лимериков, и не спала полночи, продолжая в мыслях придумывать свои - это так заразительно, что, действительно, сложно остановиться.

Но сегодня для разнообразия будет чуть более спокойное задание - мы будем говорить о стихотворной форме ХАЙКУ, жанре японской поэзии. Одним из самых известных авторов хайку является Мацуо Басё:

Леса полоса
На склоне горы, словно
Пояс для меча.

Хуан Рамон Хименес: «Чем же нас так привлекает это бессмертное искусство слагать стихи из нескольких строк, дошедшее к нам из глубины веков, эта магия немногословности: простотой слова, концентрацией мысли, глубиной воображения или своей душой?»

Хайку, несмотря на свою кажущуюся простоту, имеет ряд основополагающих особенностей и снова четкую структуру.

Традиционные хайку обязательно включают в себя природные образы и указание времени года. Они написаны без рифмы, не имеют названия и описывают ситуацию только в настоящем времени. Хайку неторопливы и созерцательны, в них нет резких поворотов событий, активных действий. Хайку лишены метафор и приемов олицетворения, они описывают неодушевленные предметы и явления, не оживляя их и не придумывая им иносказательных имен. В хайку зачастую отсутствует пунктуация и даже заглавные буквы.

Именно поэтому в библиотерапии написание хайку используется для определенных целей, таких как:

- почувствовать себя "здесь и сейчас",
- остановить мгновение и ощутить его красоту,
- запомнить какое-либо свое состояние, сохранив стихотворение как своеобразную "дверцу в прошлое",
- способ вырваться из круга забот и гнетущих мыслей,
- создать опору на чувства.

В таком крохотном стихотворении каждое слово на счету и приобретает большую значимость, поэтому так важно подобрать близкие Вам образы. Вам как будто предлагают нарисовать картину без деталей, при помощи нескольких крупных мазков, отражающих суть вещей, чтобы остальное читатель мог додумать сам.

Басё писал: «Учись сосне у сосны, бамбуку - у бамбука. Уходи от самого себя. Эту истину не постигнуть, если не преодолеть себя. Учись - значит проникай в предмет, открывай его сущность, чувствуй ее, тогда родится стихотворение».

Краткая инструкция к написанию хайку: в оригинале, хайку состоит из 3 строчек и 17 слогов в пропорции 5-7-5. На русском языке вполне допустимо некоторое увеличение количества слогов. Грубо говоря, хайку состоит из фрагмента (слова или словосочетания) и более длинной фразы. Фрагмент может находиться как в начале, так и в конце стихотворения.


Задание на сегодня такое. Стоп! Вот прямо сейчас остановитесь (если вы, конечно, вдруг не за рулем). Оглянитесь вокруг и попробуйте остановить мгновение, описав то, что видите и чувствуете.

По мере смены обстановки можете писать новые и новые хайку, если вдохновение будет преследовать вас!

несерьезные практики, Неделя стихологии

Previous post Next post
Up