Преамбула: прыгала я как-то прекрасным майским утром на батуте (запатентованный мной способ поднятия настроения), и хаотические мысли мои дивно перемешивались, прямо как яркие кусочки калейдоскопа, из которых все время складывается новый узор. Есть за мной такой грешок - как попрыгаю, так сразу заряжаюсь озорством и начинаю вытворять всякое-разное)) В то утро мысли мои почему-то вертелись вокруг стихосложения, и думала я о том, как это интересно, что стихи можно использовать как поэтические пилюли - для разных целей, ну и также разным способом - орально и... в общем, и чужие читать, и свои писать))
Напрыгавшись вдоволь, подошла к компьютеру, а там объявление о поиске авторов для тематических недель в сообществе. Вот я и написала сразу, поддавшись распрыгавшимся веселым мыслям. Потом испугалась, конечно! Но было уже поздно, поэтому вот я здесь, сейчас еще немного попрыгаю для храбрости и начну!
Зовут меня Елена Енгалычевская, чаще всего я воспринимаю себя как обычную маму, хотя и троих детей, но вроде это тоже не диво. И поэтому сама удивляюсь, когда в разные моменты жизни приходится признаваться себе и людям, что я педагог (неортодоксальный, как шутят мои друзья), преподаватель английского языка, педагог раннего "анти-развития", новоиспеченный арт-терапевт (не буду оригинальна - благодаря квесту
hloflo о поиске своего предназначения), а также изучаю в данный момент психологию развития, немного переводчик, немного филолог, и швец, и жнец)) Рисую акварелью, рукодельничаю, на гитаре бренчу, стихи вот пишу... Прошу отнестись снисходительно - помогаец я начинающий.
Так вот, о стихах. Наверно, было бы намного информативнее, если бы о стихах писал настоящий поэт, маститый и именитый. А что я? Любитель)) Но именно поэтому, мне кажется, я также имею право голоса в этом вопросе, чтобы сказать всем остальным НЕпоэтам, обычным людям - вы тоже можете писать стихи! И это не просто интересный опыт, это удивительный способ понять что-то новое о себе и даже изменить свою личную реальность!
Стихи с раннего детства привлекали меня - как можно в нескольких строчках зашифровать сразу такое огромное количество информации!
"Поэзия - это дар речи в момент потери сознания" - сказала Юнна Мориц. Для меня поэзия - один из способов обмануть свою логическую часть, правое полушарие, чтобы высказать невысказываемое, понять неосознаваемое, почувствовать то, что невозможно выразить иначе. Я, хоть и считаю себя иногда филологом, по натуре совсем не "словесник" - мне трудно подбирать слова, чтобы выразить свои мысли, и я хорошо понимаю, что слова могут трактоваться по-разному. Именно поэтому я люблю стихи за свою неоднозначность смысловую (благодаря метафорам и сравнениям), но однозначность чувственную.
Кажется, нет единого принятого термина. Есть библиотерапия. Стихотерапия. Рифмотерапия. Звукотерапия.
Мне нравится слово "СТИХОЛОГИЯ", несмотря на то, что оно обозначает изучение различных стихотворных стилей, но это именно то, что мы и будем делать на этой неделе - рассматривать, как разные стили можно использовать для достижения различных результатов. Итак, стихология в арт-терапии.
Не секрет, что стихи - так же, как, например, музыка - несут в себе определенный эмоциональный заряд. Они способны воздействовать на человека, причем не только на его эмоции и настроение, их воздействие проникает гораздо глубже - при чтении стихов у человека может изменяться скорость сердцебиения и давление, расширяться сосуды, и даже происходить изменения в центральной нервной системе.
Стихи имеют много схожего с музыкальной терапией - они также основаны на звуковом воздействии. Интересно то, что, в отличие от музыки, стихам не обязательно по-настоящему звучать! Действительно, можно декламировать стихи вслух, но также можно проговаривать их и "про себя", слушая только свою внутреннюю речь. Разве это не удивительно?!
Именно это отличие делает стихи, в отличие от музыки, более индивидуальным средством применения. Мало того, что каждый человек может по-разному воспринимать смысловой посыл стихотворения, так еще и внутреннее звучание стихов может сильно различаться. У музыки есть тональность и определенный ритм, который можно измерить - и этим также пользуются арт-терапевты, предлагая слушать музыку с разным ритмом и тональностью для того, чтобы достичь определенного эффекта .
Те же самые эффекты можно получить и при прослушивании или прочтении различных стихов:
- поднять настроение,
- получить заряд бодрости, настроиться на активную деятельность,
- снять напряжение, расслабиться, успокоиться,
- понять свои подсознательные чувства.
В университете стилистика была одним из моих любимых предметов. Мы изучали стихотворения, препарируя их на наличие разнообразных стилистических приемов и стараясь понять, какой эффект достигается при их помощи. На самом деле, я не думаю, что поэты скрупулезно подсчитывают количество букв "р" в своем стихотворении, чтобы передать читателю звук раскатов грома))) Это как раз те вещи, которые получаются у гениальных людей интуитивно - они чувствуют их на глубоком уровне. Более того, если Вы хоть раз писали стихи сами, то знаете, что этот процесс может быть непредсказуемым, и не всегда пишется то, что вы собирались написать изначально. Именно поэтому мне кажется удивительно интересным не только читать чужие стихи, но и попробовать написать что-то самим, но об этом чуть позже, ладно?
Итак, вот что может присутствовать в любом стихотворении, оказывая воздействие на читателей (я не буду перечислять сейчас все многообразие стилей и стилистических приемов со сложными названиями, напишу только основное и "человеческим" языком):
- смысл (прямой или переносный, привнесенный за счет использования определенных слов или метафор),
- сочетания звуков, слогов,
- стихотворный размер, ритм,
- рифмы (или их отсутствие),
- композиционные особенности.
Несмотря на то, что стихотворный размер помогает создать определенное настроение у стихотворения (традиционно считается, что ямб - энергичный ритм, хорей - задумчивый, дактиль - размеренный, анапест - взволнованный, амфибрахий - близок к разговорной речи), все же нет единого правила, какие стихи использовать в какой момент жизни, ведь каждый воспринимает их по-своему.
Подбирайте свою поэтическую аптечку в индивидуальном порядке!
Посему первое задание: поделитесь, пожалуйста, своим любимым стихотворением. Какое настроение оно Вам создает?
Что же касается самостоятельного написания стихов, мы более подробно поговорим в последующие дни, где я предложу вам сочинить стихотворение по определенным правилам и посмотреть, что из этого получится))
А сегодня давайте просто устроим стихотворную разминку, пошалим, побалуемся - писать стихи можно весело! Может быть, кто-то из вас играл в детстве в игру под названием "буриме"? Это сочинение шуточных стихов, используя список заранее составленных рифм. А еще есть разновидность, похожая на игру "в чепуху", когда на бумажке пишут строчку, заворачивают и передают ее по кругу, так что следующий игрок видит только последнюю и придумывает продолжение стихотворения, не зная, что написали другие. Мне кажется, в такую игру вполне можно сыграть и в виртуальной компании, попробуем?
Итак, второе задание. Я напишу в первом комментарии к посту одну строчку. Каждый последующий комментатор будет придумывать рифмующуюся строку только к последнему из комментариев, так что у нас получится длинная ветка. Также вы можете начинать свое собственное стихотворение, написав первую строчку отдельным комментарием, и тогда уже другие будут продолжать начатую вами ветку! Участвовать можно много раз!
Впрочем, у меня есть вариант задания для тех, кто предпочитает индивидуальный подход коллективным играм и готов начать сочинять без инструкций.
Попробуйте сочинить свое собственное стихотворение. Напишите на листочке 5 слов - понятий, о которых Вам хотелось бы сочинить стихотворение. Затем придумайте по 5-6 ассоциаций к каждому слову. Теперь попробуйте превратить каждый список в четверостишие с использованием придуманных Вами ассоциаций. Словосочетания могут несколько меняться в угоду выбранному Вами размеру, это нормально. Поделитесь полученным результатом! Интерпретации нет и быть не может, но хвалить всех буду беспощадно!
Приступим!