Стихи на вырост

Feb 17, 2011 16:49

Агния Львовна Барто всю жизнь писала для детей. Писала для подростков и взр
ослых. Для всех. И всегда находила взаимопонимание с читателем. Трудно, наверное, найти того, кто не знает, что было с Мишкой, которому оторвали лапу, или кто не декларировал бы хоть раз в жизни:"идет бычок, качается".
Говорят, для детского поэта главное - это по-детски увидеть вещи, по-детски их рассказать. Это, конечно, необходимо. Но это не самое важное. Детская литература - не монолог взрослого, который ребенок обязан вежливо выслушать. Она также и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом, взрослым, старательно имитирующим несовершенство детского мышления и речи. Настоящая детская литература - всегда диалог равных: старшего и младшего по возрасту, - диалог интересный, понятный, серьезный для обоих, а для младшего еще и поучительный.
Как заботливая мать покупает ребенку одежку не на один год, так и произведения Барто рассчитаны не на какой-то определенный возраст. Ребенок на своем веку
возвращается к ним не один раз, открывая для себя как бы новые пласты даже знакомых стихов. Возвращается к ним, взрослея. И опять стихи Агнии Львовны становятся для него открытием.
Агния Барто - это имя-пароль. Пароль в сияющий мир детской поэзии, мир детской литературы. Первое знакомство с творчеством Агнии Львовны у многих  начинается со стихотворного цикла "Игрушки", написаннного в начале 30-х годов. В этом цикле нет и семидесяти строк. А ведь для некоторых это не только "визитная карточка" поэтессы, но и, практически, весь объем того, что они знают из ее творчества.
"Игрушки" - это дюжина самостоятельных, объединенных в одну тему сюжетов, каждый из которых, по сути, развернут в микропоэму. Название многих ее стихотворений говорят сами за себя: "Игра в крокет", "Игра в слова", "Игра в стадо". Игрушка, игра - самая важная часть жизни растущего ребенка, через них  он эту жизнь познает. Стихи Агнии Львовны о "вечных" игрушках: мягких зайцах, куклах, мишках, слонах, лошадках, мячиках. Малыши плачут, порой, когда слышат о том, что "зайку бросила хозяйка", но это благодатные слезы. Стихи помогают пережить небрежное отношение к игрушке как предательство друга.
Нерадивой и жестокосердной "хозйяке" тряпичного зайца противопоставляется другой, который продолжает с ним играть и после того, как ему оторвали лапу: "Все равно его не брошу, потому что он хороший". Автор говорит о верности дружбе, благородстве и любви...
Можно еще долго говорить о творчестве любимой поэтессы, и мы приглашаем всех друзей библиотеки на тематические встречи, посвященные 105-летию Агнии Львовны Барто (по материалам книги "Жизнь и творчество Агнии Барто:Сборник. - М., 1989")

Барто Агния, Календарь, детские поэты, юбилеи

Previous post Next post
Up