You can watch this video on www.livejournal.com
Главная и, увы, трагическая новость недели — теракт, совершенный на Октябрьской железной дороге. В результате крушения «Невского экспресса», по уточненным сегодня данным, погибли 25, пострадали около ста человек. Остается неизвестной судьба 12 пассажиров.
Уже установлено, что причиной крушения стало самодельное взрывное устройство мощностью в семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Таковы данные ФСБ. Информация о лицах, которые, возможно, причастны к подрыву поезда, как говорят в МВД, вроде бы есть. Кроме поиска преступников (возможно, их несколько), важнейшая задача сейчас — помочь пострадавшим и семьям погибших
Корреспондент НТВ Владимир Чернышёв попытался восстановить события роковой пятницы, обратил внимание на некоторые детали, а также суммировал главное, что известно к этой минуте.
Билет на «Невский экспресс» с пятнами крови, датой и местом в роковом вагоне — теперь для его обладателя как память о чуде. Ведь даже запутавшийся галстук тянул пассажира Валерия на тот свет, но он остался жив.
Валерий Тимофеев, пострадавший: «Было очень сложно выбраться, потому что сверху полетели сиденья, обломки. Я был в галстуке, и он зацепился за что-то. Я еле освободился, чтобы можно было дышать».
Обломки разрушенных в крушении вагонов еще лежат возле путей. Но утром воскресенья дорогу восстановили полностью, и поезда пошли вновь. «Невский экспресс» снова в расписании на следующей неделе. Только человеческая трагедия восстановлению не поддается.
Самый быстрый поезд России везет тех, кто живет быстро, и словно превращает для них две столицы в два района одного мегаполиса. Дорога в московских пробках с юга на север может порой занять не меньше времени, чем путешествие на «Невском экспрессе».
Это обычная для многих дорога из Москвы в Петербург. Шесть дней в неделю по вечерам «Невский экспресс» отходит от Ленинградского вокзала в Москве и от Московского в Петербурге. Из Москвы — в 19:00, а в Петербург прибывает в 23:30.
Быстрота, комфорт, кино в дороге и плавный ход. Если не смотреть в окно, не догадаться, что скорость под 200 километров в час. Это не просто поезд (пока не пущен новый скоростной «Сапсан»), это технический символ связи двух главных городов страны.
Только в эту пятницу «Невский экспресс» до пункта назначения Петербург не дошел. Второй раз в своей истории. Только сейчас последствия более трагические.
В пятницу вечером, когда «Невскому экспрессу» оставалось около двух часов пути до Петербурга (285 километров), миновав Бологое, на перегоне Алёшинка — Угловка он следовал со скоростью свыше 150 километров в час. Около половины десятого вечера раздался хлопок, три вагона в хвосте поезда сошли с рельсов, и состав начал экстренное торможение.
В ночной темноте, под дождем пассажиры и бригада поезда сами начали спасать раненых — место крушения среди лесов и болот, до крупных населенных пунктов далеко, и быстро подъехать к месту аварии «скорой помощи» и спасателям было трудно.
Игорь Печников, пассажир поезда «Невский экспресс»: «Мы выносили людей. Вынесли 20 лежачих человек, еще порядка 10 с рваными и черепно-мозговыми травмами дошли сами. Три женщины, которых мы вынесли, умерли».
Надежда Милюкова, главный врач станции Скорой медицинской помощи г. Вышнего Волочка: «Доехать туда было очень сложно, потому что это проселочная дорога, очень большие канавы и лужи. Там нужны вездеходы и УАЗы».
Разрыв рельса и небольшая воронка — эту причину катастрофы заметили еще ночью, когда в кромешной темноте стало ясно, что три вагона оторваны от состава и разбросаны на значительном расстоянии — состав тормозил еще около минуты после аварии.
Те, кто находились в трех хвостовых вагонах под номерами 1, 2, 3 (нумерация вагонов на Петербург идет со стороны Москвы), пострадали больше всего. Выжившие в этих вагонах даже не понимают, как спаслись. В своих блогах в Интернете теперь многие описывают ощущения во время аварии, но фиксируют и обстановку вокруг.
«Несколько мужчин в вагоне пострадали не сильно, некоторые вообще отделались ссадинами — они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сиденья и части конструкции, чтобы освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски: в этом хаосе, без всякой внешней помощи смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены», — пишет пассажир «Невского экспресса».
Уже в ночб на субботу стало ясно, что воронка и разорванный рельс — результат теракта. Когда Дмитрий Медведев приносил соболезнования и проводил совещание в Кремле, было известно главное: обнаружены следы взрывчатки.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Работу нужно вести, прежде всего, в нескольких направлениях: оказание медицинской помощи и социальной поддержки, восстановление транспортировки на этом участке, восстановление соответственно движения поездов, обеспечение охраны общественного порядка. И, наконец, проведение всего комплекса следственных и оперативных мероприятий. Обо всем этом докладывайте мне».
Александр Бортников, директор ФСБ РФ: «Эксперты-криминалисты говорят, что, по предварительным данным, произошел подрыв СВУ мощностью семь килограмм в тротиловом эквиваленте. На сегодняшний момент выдвинуто несколько версий, которые активно отрабатываются, возбуждено уголовное дело по статьям 205 и 222: „Терроризм“ и „Незаконный оборот оружия». Оперативные подразделения силовых ведомств и, прежде всего, МВД и ФСБ, осуществляют оперативное сопровождение возбужденного уголовного дела“.
Глава РЖД, осмотрев место трагедии, увидел, что ситуация напоминает предыдущий подрыв «Невского экспресса».
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Очень большой сход. Точно такой же подрыв. Точно такая же воронка. К сожалению, есть потери».
Действительно — даже время и место подрыва полотна почти совпадают. Два с лишним года назад никто не погиб, и казалось, что в ту же воронку бомба уже не попадет. Попала. Выжившие пассажиры удивляются, что за это время не продумана система спасения от подобных катастроф. Даже аптечек в поезде, уже наезжавшем на бомбу, не было припасено в достаточном количестве.
«Работа профессионалов — с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора — в целом порадовала. Работали быстро, знали что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно. С другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать — это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать о благоустройстве подъездов по всей длине железнодорожных трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки», — пишет пассажир «Невского экспресса».
В больнице города Бологое непривычная для тихой провинции суета. Раненых в результате крушения сначала развозили по близлежащим населенным пунктам.
Екатерина Иванова, пострадавшая: «Было видно, что вагон сходит с рельс. Его начало кренить, полетели вещи, мы начали переворачиваться. Вся жижа, которая есть вдоль рельс, камни, стекло — все хлынуло в вагон. Этим я сейчас и облита. Кто смог, вылезал из вагона. На самом деле нас оглушило, а глаза были засыпаны песком».
Но первые часы на месте аварии, пока шла помощь, были самые тяжелые. Уцелевшие пассажиры и бригада поезда сами организовывали спасение раненых. Среди пассажиров были сотрудники МВД, их действия помогли организовать спасательные работы в первые минуты.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Поездная бригада, локомотивная бригада, некоторые пассажиры, в том числе три офицера УВД на транспорте, оказали помощь, помогали им выбираться из покореженных вагонов».
Итальянец Армандо Ноакко первую помощь получил от своих случайных попутчиков. Эта поддержка в трудную минуту от незнакомых людей сглаживает воспоминание о страшном приключении итальянца в России.
Армандо Ноакко, пострадавший: «Это просто трагедия. Я видел, как все люди плакали. Вы хорошие люди — помогли мне. Незнакомые люди, но помогали».
Весь день субботы велись работы по спасению людей, восстановлению дороги и расследованию теракта. На совещании у президента глава РЖД выступал по видеосвязи с места крушения. Уже пошли по отремонтированной трассе пробные поезда, но за несколько минут до сеанса связи с президентом — новая нештатная ситуация.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Первый поезд у нас пошел, но произошел какой-то нештатный хлопок. В настоящее время оперативно-следственная группа на месте ожидает подхода минеров с собаками — еще раз проверить все, что там было».
Этот хлопок оказался взрывом — еще одно устройство было заложено на путях в районе спасательных работ. От взрыва по счастливой случайности никто не пострадал. Но это было подтверждением: террористы тщательно планировали акцию. Впрочем, глава МВД уже назвал приметы подозреваемых.
Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: «Разговор идет о том, что одному из них где-то за 40 лет, коренастого телосложения, рыжеволосый».
Дорога, по которой курсировал и на которой взорвался «Невский экспресс», — первая в российской истории железная, а сегодня, наверное, самая статусная в стране. По этим рельсам идут поезда с жителями двух крупнейших мегаполисов, с высокими чиновниками, с бизнесменами, с иностранными туристами. Удар, второй за два года, был нанесен в весьма символичную точку на карте дорог страны.
Среди погибших в поезде — два федеральных чиновника: глава «Росавтодора», бывший сенатор от Петербурга Сергей Тарасов; и руководитель «Росрезерва» Борис Евстратиков.
Сегодня в Твери родственники опознавали всех погибших. Среди жертв теракта — сотрудница телекомпании НТВ, руководитель отдела авторских прав правовой дирекции телекомпании Мария Кузьмина. На днях ей должно было исполниться 30 лет. По-прежнему уточняется информация о каждом человеке, остается еще список пропавших без вести. Правительственная комиссия собирает всю информацию.
Сергей Шойгу, министр РФ по чрезвычайным ситуациям: «Надеюсь, что сегодня к исходу дня будут все опознаны. И тогда мы сможем опубликовать списки тех, кого мы разыскиваем».
Все пассажиры были застрахованы, семьи погибших получат от РЖД по 500 тысяч рублей, раненые — по 100 тысяч. Государство добавит дополнительные средства.
Дмитрий Медведев: «нужно эту работу продолжить. И выяснить судьбу каждого человека».
Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ: «Предполагается, что мы должны выплатить единовременное пособие членам семьи погибших в размере 300 тысяч рублей на каждого погибшего, умершего. В равных долях каждому члену семьи. А также осуществить оплату гарантированного перечня услуг по погребению».
Когда скоростной поезд «Сапсан», в тестовом режиме курсирующий по трассе Москва — Петербург, довез не пострадавших пассажиров «Невского экспресса» до Петербурга, в вокзальных кафе, переоборудованных в медицинские пункты, многим из них продолжали оказывать помощь. И медицинскую, и психологическую.
На экспресс был продан 661 билет, на питерский перрон самостоятельно сошли 529 пассажиров. Накануне выходных, в пятницу вечером, в нем почти не было свободных мест.