Недавно в новосибирском академгородке открылся новый концертный зал Crystal Hall, который, по заявлениям хозяев, соответствует более высоким стандартам площадок европейского уровня. Ещё 4 дня назад тут был впервые был концерт и не просто концерт, а один из самых нашумевших ever - приезжали Guano Apes, а в июне приедут Papa Roach.
Нам выпала уникальная возможность быть следующими) И мы решили воспользоваться этим шансом на все 100%.
О том, как это было - читайте под катом.
Где-то за месяц, мы узнали, что будем играть в Crystal Hall на Медиане ММФ, потому что кто-то из студентов нас там захотел. Через некоторое время нам сообщили, что всё-таки решили взять The Just. Ещё через некоторое - уже примерно за неделю до мероприятия нам снова сообщили, что играем мы, а не Джасты, потому что у Джастов снова рамсы с барабанщиками.
Ну и тут начались проблемы, так как оборудование надо брать со своей точки во время чужих репетиций, что, конечно, не очень понравилось тем группам, которые в это время репетируют, так как для них это были важные репетиции перед другими конкурсными концертами, а вовремя предупредить их об отмене репетиции не удалось, так как организация не сразу сдвинулась с места.
По мере осознавания того, что такой шанс выпадает не каждый день, я решил, что стоит это событие запечатлить по-максимуму) Я, в принципе-то, стараюсь большие и значимые концерты снимать на пару-тройку фотиков в FullHD + отдельно пишу звук на Zoom H2, что позволяет делать хорошие видео с разных ракурсов и при этом с хорошим звуком. Но тут я решил пойти дальше - записать звук студийно на 8 каналов и позвать больше операторов. Это также создало некоторые дополнительные трудности, но это того стоило
Кроме того, я заранее спрашивал участвующих в организации концерта Guano Apes людей насчёт оборудования и выяснил, что практически всё, что стояло на концерте Guano Apes было не местное, а привозное, а в частности - полсцены, много звука, огромный экран и прочий свет. Ввиду этого мы подготовили огромный баннер 1,6х3,2м с нашим лого вместо экрана и свет - две галогеновых лампы для контрового света, всё было готово) Организаторы Медианы ММФ, где был наш концерт, молчали - подробности мы выяснить никак не могли.
За 2 дня до концерта я попадаю в Crystall Hall и вижу - сцена меньше, да, но при этом раза в 4 больше, чем в Rock City, экран на месте и будет использоваться на событии, есть достаточно большое количество света, а со звуком было не ясно - стояло 6 больших коробок-сабвуферов и под потолком висели какие-то не очень вменяемые колонки. На самом деле всё, конечно было прекрасно, но если есть экран - надо его использовать, то есть готовить видеоряд, а Funkademix никогда его не готовили, поэтому пришлось выяснить формат видео, поднять всех на уши, чтобы приготовили хоть что-то. В итоге мой вегас отказывался работать и из 4х человек только один подготовил видеоряд. Оставалоь только разобраться на месте с софтом, чтобы всё хорошо работало и нормально переключалось. Уже перед концертом оказалось, что местный ноут не понимает x264, поэтому пришлось срочно перекодировать видео уже на месте.
Ох, что-то дофига уже, ну да ладно. Также я позвал подругу-журналистку, которая за день до концерта взяла у нас интервью, а потом пришла и на концерт. Как никак у нас совсем недавно вышел первый альбом и это был первый концерт после него и надо было сделать всё достойно и осветить все эти события в прессе. Промоушн, йопт
Дабы реализовать все задумки - в нашей команде в итоге было 13 человек:
1. оператор
2. оператор
3. оператор
4. оператор
5. оператор (не смог придти в итоге)
6. оператор stage-видео
7. друг с дополнительной гитарой
8. журналистка
9. фотограф
10. +1 друг
11. хозяин 8ми-канальной звуковухи (аудиокарта+комп в рэковой коробке)
12. +1 друг
13. +1 друг (не смог)
- - - - -
30 апреля.
Началось для меня всё в 15 дня. За день до этого нам пришлось договориться взять оборудование (репетиционное) в другом месте, так как группа, которая должна была репать у нас - решила настоять на своём и репетировать во время нашего концерта. В 15 привезли какие-то непонятные комбики и барабаны с немножко порванными пластиками (ладно хоть заклееными). Пи**ец, ну да ладно, справимся. Практически всё оборудование, которое нам было нужно приезжало с опозданием. Так, мы, например, не могли начать отстройку звука, пока не приехала рэковая коробка с компом и звуковухой. Изначально предполагалось такая коммутация, что звук идёт на пульт с микрофонов, а оттуда каждый канал дублировался и шёл в звуковуху, но на пульте не было нужных выходов, поэтому появилась проблема, что запись скорее всего обломится. Звуковуху я прежде не видел, поэтому не знал, какие входы и выходы на ней есть. Когда она приехала, я возрадовался - на ней было просто дохрена дырок, просто всё, что нужно ^_^: 8 XLR-входов, 8 Jack-входов и 8 Jack-выходов. К счастью, у меня был уже большой опыт общения с Cubase’ом, так что с виртуальной коммутацией я тоже более-менее разобрался, хотя тоже были проблемы.
Если интересно, как это было устроено технически:
7 микрофонов:
1. Bass-drum
2. Snare
3. Overhead Left
4. Overhead Right
5. Bass Direct
6. Guitar Miked
7. Vocal
Всё это шло в карточку через кэноновский вход, потом проходило через Cubase с перепутанными каналами, а потом через провода Jack-Jack шло в пульт, где тоже всё путалось с каналами.
До концерта было 2 часа, а звук был неотстроен и было непонятно где какой канал вообще и настраивать это в условиях, когда всем что-то надо - адддд!..
Кроме того, звукарь был занят другими проблемами - сценарий, подготовка видео (он одновременно ещё и видео занимался) + мы ещё тут. Но звукарь был хороший, добрый и жизнерадостный
Но тем не менее, концерт - не единственное, что было на этом мероприятии, так что с остальными тоже надо были считаться.
При отстройке начало выясняться, что зал оставляет жуткий гул и нормально отстроить звук будет очень сложно. При этом пульт находился не там, где должен был быть - в центре зала, как было на концерте Guano Apes, а слева над сценой, за колонками
ну это жесть вообще. Также выяснилось, что этот самый Bass Direct, выход из комбика, жутко перегружает звук и делает из звука просто непонятно что - ужасно, а чувак с микрофонами уже уехал и надо было уже заканчивать отстройку - аааа, пипец.
В общем, что-то нарулили, после чего нас прогнали на улицу. Я остался внутри в панике. В итоге всё-таки вспомнил, что у меня есть с собой ещё один микрофон Sennheiser и решил, что стоит попробовать подзвучить им бас. Рядом, к моему великому счастью , оказалась дополнительная стойка (это было просто удивительно на самом деле), а без неё было бы ужасно, так как микрофон был достаточно узкой направленности и вешать микрофон на комбик, как это делают обычно без стоек - это просто очень нехорошо. В общем, основную проблему решить удалось - бас запел, мляя!
Появились надежды, что это будет не полный провал.
Тут вырубился экран и перестал получать информацию. Уааа. Народ уже заходит же. Фаак. К счастью, так получилось, что информационные кабели к этому экрану (который считается самым большим за Уралом ^^), прокладывал наш барабанщик, так что всё было поправлено в считанные минуты.
Ещё пока готовил вторую гитару - порвал на ней струну (бдыщ). Приближение ответственного момента превращало все мелкие проблемки в ядерный взрыв). Но к началу выступления всё было готово.
Начало, запись звука, экран, операторы - мотор!
“Crystal Hall, привеееееееет! Громче-громче-громче” - Женька всегда умел обращаться с публикой.
Народу было не мало, но всё первое отделение они простояли в 4 метрах от сцены милым полукругом (facepalm). Ну да, иногда немножко пританцовывая… Наш staff тем временем пытался отстроить звук бегая с второго этажа на первый и обратно, и ко второму треку звук вроде уже начал превращаться во что-то более удобоваримое. Под конец от нас отвернули мониторы, что вызвало некоторое недоумение. Кстати, те 4 монитора, которые были перед Сандрой на концерте - они местные и неплохие. Звукорежиссёр придумал отличную вещь - поставил один из мониторов себе
В итоге звук стало возможно отстроить более-менее нормально.
У меня во время первой или второй песни порвался ремень на гитаре - ппц, любимый ремень, привезённый из Лос-Анжелеса со стрэплоками. Тут же взял вторую гитару, на которой тока что меняли порвавшуюся струну - вот она предусмотрительность) буквально за 5 секунд успел порвать ремень, поменять гитару и продолжить игру на втором телеке) Но там ремень был такой, что гитара продолжала падать (я достаточно активно ношусь по сцене во время игры и люблю полазить/попрыгать по колонкам и барабанам) и это дико раздражало… Ко второму отделению уже переставил стрэплоки со старого ремня на второй и проиграл весь второй сет на родной гитаре без проблем.
Первый сет был тухлый - народ не двигался, смущался, боялся подойти - было грустно.
Потом началась программа, конкурсы, танцы, go-go girls из Москвы и прочие радости. Я тем временем сдела сливал видео с фотоаппаратов, чтобы освободить место дл второго сета. Остановил запись звука и увидел, что рабочий жутко перегружает звук - наверное буду переписывать рабочий с помощью addictive drums, а может в миксе и так нормально будет. Постарался исправить проблему, уменьшив входную громкость звука на рабочем и повысив громкость на правом оверхеде (там наоборот тихо было), на пульте сделал изменения в обратную сторону, чтобы сохранить баланс. Дальше надо было ждать второй части. Посмотрел видюшки, сделал выводы - дал советы операторам, где как лучше сделать, что, где и когда снимать. Дальше оставалось ждать.
Ходил искал, может можно было чего-нибудь у них на Медиане поесть-попить) Никитка познакомил с другом, которого провел в качестве +1 - этот друг потом спас второй сет, так как вытаскивал народ на танцпол поближе к сцене.
Вторая часть пришла внезапно: “Хэй, мы уже выходим! - Чо? О_о, ок”
Здесь началось самое интересное) Звук был отстроен уже совсем хорошо, все проблемы первого сеты были разрешены - гитары починены, звук стал чище, часть мониторов нам вернули, так что на сцене стало хорошо, да и людям было видно, что стало намного лучше) Вот здесь и начался наш концерт, а первая часть была лишь легкой репетицией этого.
Осознание того, что у нас всё получается заполняло мозг счастьем - звук пишется, экран работает, на нём наше лого со всякими видео на втором плане, операторы всё это снимают - удалось реализовать ВСЕ задумки (ну, не считая неработающих ушных мониторов, но это было совсем не обязательно, просто лишний плюс). Всё получилось просто идеально
А проблемы бывают всегда и везде, даже у Muse на Wembley. С огромным экраном играть очень круто! Многочисленная публика, естественно, это тоже прекрасно)
Процитирую Evan’а Taubenfold’а, который только что написал себе в твиттер: “evantaubenfeld: I am so fucking lucky to do what I do for a living. Never give up”. Хоть я пока и не зарабатываю этим достаточно денег, но I’ll never give up!..
Выводы этого концерта:
- На важных концертах всегда готовьтесь к худшему и имейте запасные гитары, проводы, батарейки, скотч, палочки медиаторы, струны.
- Лучше иметь команду друзей, готовых придти на помощь до и во время выступления, чем ныть, стараясь подготовить, сделать/исправить всё самим. - За минимальные сроки можно сделать очень много и достаточно качественно.
- Если есть возможности - надо ими пользоваться и делать как можно больше для своей группы, если вы хотите достичь с ней чего-то.
Заснято и записано 75 Гб. И мы теперь месяца 2, наверное, будем всё это монтировать и сводить. Ещё ничего толком не слушал и не смотрел, но уверен, что есть из чего выбирать и есть, из чего вытягивать звук)
Концерт считаю большим успехом и лучшим в своей музыкальной карьере на данный момент. Будем стремиться к новым свершениям!
Click to view
Спасибо Вормеру, Тёме, Алёне, Маше, Дэну, Юле, Борьке, Бесту, Пашке, Тимуру, Насте, Тесс, Женьке, ещё одному Тёме, Анатолию, Глазу и всему ММФ - без вас мы бы не сделали этого!
Также спасибо Funkademix: Никитке, Беллу, Жакеру, ну и мне, как организатору записи концерта)
Это было круто.
Originally published at
StepanChervyakov.ru. You can comment here or
there.