Такой красивый чешский текст о Рождестве сейчас читаю, не могла не перевести и не выложить, тем более в сочельник. (оригинал, который конечно красивее,
тут).
Старочешское Рождество.
В 19-ом веке чехи ожидали прихода Рождества долгими неделями и им было совершенно всё равно, что туго с деньгами и подарки, которые принесёт младенец Иисус, будут скорее всего очень нужными вещами, которые пришлось бы купить и так.
Раньше Рождество было не столько в подарках, сколько во взаимной любви и дружбе, радости и чувстве родства семьи, собравшейся для совместного празднества под родным кровом. За несколько дней до Рождества хозяйки пекли хлеб и укладывали его в корзинки. В домах побогаче кроме караваев пекли старательно заплетённые, покрытые желтком и маслом ваночки из белой муки с изюмом и миндалём. В Щедрый День с раннего утра в печах трещал огонь. Готовился рождественский, щедровечерний ужин. Варили горох, чечевицу, несколько разных супов, среди которых были картофельный и рыбный, готовили крупяную кашу с чесноком. Пока хозяйка старалась на кухне развлечь детей, хозяин в некоторых краях тайком приносил ёлку и украшал её праздничным одеянием. Кое-где ставились и вертепы. Люди с утра постились, чтобы вечером увидеть “золотого поросёночка”. С наступающими сумерками дети всё чаще выбегали во двор, следили за небом и ждали, когда же появится первая звёздочка. С первой звездой семья садилась к праздничному столу, накрытому белой скатертью. Ужин начинался с общей молитвы, воспоминаний об уходящем годе и благодарности Богу за всё хорошее, что он принёс, и за всё, что взял. Сперва хозяйка ставила на стол тарелку с горохом. Его росток похож на чашу и по традиции соединяет всех за столом в горе и радости. Потом хозяйка брала с тарелки по ложке гороха для каждого из домашних животных. И уже после по главенству и старшинству брали все остальные. После гороха подавали суп для силы, чечевицу для денег, кашу, мясное блюдо или рыбу для радости. Кости складывали на одну тарелку и после ужина хозяин относил их в льняной салфетке под яблоню. Под конец на столе появлялась ваночка и сладости. Пили цикорий, чай, не обходилось и без пива, вина и глотка домашнего самогона для лучшего усвоения ужина. Когда звонил колокольчик, хозяин вносил в комнату ёлку, украшенную яблочками, сушёными фруктами, печеньем и сладостями, сахарными кубиками, обёрнутыми в цветные бумажки, орехами и бусами. На ёлке зажигали свечки и все пели коляды. Их потом пели у ёлки каждый вечер, пока она не убиралась и не заканчивались праздники.
Где-то о ёлке не знали или считали это немецкой традицией и по старинке ставили ясли. В праздник Рождества Христова в них клали фигурку новорождённого и ставили ангела, пастухов и дарителей. Фигурки трёх волхвов и их свиты становились частью вертепа только 6 января.
В Щедрый вечер гадали. На стол ставили таз для умывания и пускали туда лодочки из скорлупок грецких орехов. Лили свинец. Через плечо к дверям кидали ботинок. В деревне девушки трясли сирень. Выйти замуж им там, откуда отзывался собачий лай. Кульминацией щедровечерних празднеств была полночная месса. Люди шли в костёл, где у алтаря стояли ясли. Снаружи было холодно, снежно и темно. Внутри костёла, согретого дыханием верующих, сияли свечи. Орган сопровождал голоса певчих, к которым постепенно присоединялись все остальные. Так в полночь Щедрого вечера рождался в сердцах людей Христос. Все верили, что он присутствует на службе именно в их костёле, чувствовали рядом любовь Дитя и с надеждой смотрели в новый год.