Прошло уже больше года как мы вернулись из маршрута по северо-востоку России, а руки все не доходят начать повествование об этом путешествии. Маршрут проходил по трем областям нашей страны, Якутии, Хабаровскому краю и Магаданской области.
Идея этого маршрута витала очень давно, какое-то время достаточно неосознанно. Еще в детстве, при подлёте к Магадану, в иллюминатор открывались бескрайние хребты и долины рек, которые были совершенно недоступны для меня в то время, но уже тогда манили к себе. Несколько лет назад, возращаясь с маршрута по Охотскому морю, погода позволила вглянуть на них снова, и тут уже не возникало сомнений что в скором времени удастся забраться на эти вершины, пройти перевалы и сплавиться по петляющим рекам в долинах. Жирную точку в вопросе ехать или нет, поставил видео-отчет Марии Галкиной и Валерии Глуховой. Спустя почти 15 лет, идея посещения этих мест начинала материализовываться. Осенью 2014 года мы сидели в лесу и обсуждали возможные маршруты на предстоящее лето, чувствуя уже достаточно опыта за плечами, можно было сказать что это возможно. Долгое ожидание начала путешествия растянулось на девять месяцев. За это время мы тысячи раз успели обсудить организационные вопросы, какое плавсредство купить, какая палатка нам подойдет, на что снимать, в чем идти, даже случайно познакомиться в электричке со старателем Серегой из Усть-Неры, который тебя отговаривает от этой идеи, сидя в кафе у Казанского вокзала. За три месяца приобретаются билеты, путешествие становится все ближе. За неделю до вылета стресс как рукой снимает, ты неожиданно забываешь обо всем. В последние дни успеваешь купить нужное снаряжение, распечатать карты, починить старую снарягу. Бессонная ночь перед вылетом, и ты в Домодедово, думаешь как бы не переплатить за перевес, распределяя спешно вещи.
Якутск, привет! В этой, не побоюсь этого слова, авантюре, участвуют трое. Мы отправляемся на хребет Сунтар-Хаята, с посещением ледников Мус-Хаи. Точных дат окончания маршрута, и обратных билетов у нас нет, как и строгой нитки маршрута, решаем все на месте. Все путешествие заняло у нас 75 дней.
В Якутск мы прилетели 7 июля, у нас есть сутки, что бы закупить раскладку, которая до сих пор не продумана и не расписана по дням, найти фальшфейеры, купить аптечку. На следующий день мы садимся в маршрутку до переправы через Лену. На старте вес рюкзака кажется баснословным, от 45 до 50кг на человека. Донести вещи от остановки до парома нам помогают местные ребята. Более часа сплавляемся по Лене, и мы в Нижний Бестях, отсюда начинается один из этапов путешествия. В силу больших трат на снаряжение, билеты и прочее, денег на транспорт до начала маршрута у нас уже не предусмотренно, значит едем автостопом, это почти 750км, до реки Кюбюме.
(Желтым отмечен наш путь следования по Колымской трассе, красным пунктиром-район основного маршрута)
Белые ночи позволяют стоять на трассе и быть замеченными водителем даже ночью, чем мы и воспользовались. Уехать удается спустя сутки, и только 40 км. С водителем сходимся во мнение что среди жителей такое понятие как автостоп отсутсвует напрочь. Траффик на трассе хороший.
К ночи мы добрались до Тюнгюлю, где заночевали у речки рядом с поселком. На утро идем к кафе пробовать уехать в сторону Алдана. Первые часов пять это нам не удавалось. Решаем разделиться, я ухожу на трассу, ждал подходящего транспорта не более часа. На заправке напротив меня останавливается фура, водителя одолел интерес и он подошел справиться о том куда держу путь, выслушав меня, сказал что ничем помочь не может, у него все забито. Но, видимо обретя сил в столовой, он крикнул что бы я садился. Я уезжаю, а парни остаются в Тюнгюлю наблюдать как на них движется черно-синяя туча, пуская молнии и издавая раскаты от которых закладывает уши, начинался сильнейший дождь.
Тот самый недоступный для нас транспорт до Оймякона.
И не мудренно что после такого дождя мы на очередном подъеме плотно садимся в глину. И до этого умудрялись встревать, но лопата и галька с обочины нас выручали, и мы продолжали путь. В этот раз тоже хотелось надеятся на лучший исход, но с каждым нажатием на газ мы закапывались все глубже. Дождь продолжался, штаны превращались в кусок глины. Машин желающих проехать дальше становилось все больше, кто то не выдерживал и проезжал то справа, то слева от нас, убивая дорогу все больше.
А в это время, думают они... в Якутске начинается Open Space, где для жителей Якутска и окресностей открывается такой разный драмнбейс.
Через 5 часов ожидания, некоторые пробовали проскочить на удачу по полю рядом, но не у всех это получалось. Обстановка дружелюбная, никто не подходит с претензиями. За исключением одного случая в самом начале, когда разъяренный водитель выскочил на меня, после того как задел о нас своей фарой. Спокойный тон меня выручил, и мне удалось донести до него что я попутчик в этой перегородившей дорогу фуре.
И это лишь малая часть того что мы собрали, пробка в обе стороны на несколько километров. Этого всего можно было бы избежать, будь мой спаситель более терпелив.
Всех вытащил грейдер приехавний спустя 12 часов, а мы снова втопили на нейтралке.
На участке трассы Бестях-Хандыга в дождь дорога для груженых машин становится непроходимой. На фото Колымская трасса неподалеку от Чурапчи, в которую нам крайне не рекомендовали заезжать, из за местных националистов. Появляется связь, доходит сообщение от парней, что они уже на Алдане, им пришлось заплатить за машину, но сумма была вменяемой. Они успели проскочить когда мы пережидали дождь.
Начинаются третьи сутки как я в пути, позади 430км. Мы на пароме, как заполнится мы отправимся, есть время поспать. Река Алдан.
В Хандыге я догнал парней, закупили недостающие продукты. В тот же вечер мы не уехали, переночевали на озере в окрестностях поселка, и по достоинству оценили местных комаров. Утром простояли не больше двух часов, как остановилась вахтовка, едет на ремонт в Магадан. Садимся мы вдвоем с Женей, Иван надеятся купить в магазине накомарник, и еще какие то недостающие мелочи, о которых мы вспомнили только утром, и у нас остается не до конца заряженная батарея, которая нам так необходима для фотоаппарата, дальше такой возможности не представится. Едем мы очень быстро, и только по едкому запаху замечаем что колесо во всю дымится, прокол. За пару часов ставим запаску, и продолжаем путь.
Наш Сайгакокамеззен.
Подъезжаем к "Черному прижиму", наиболее опасному из за камнепадов участку трассы, начинает накрапывать дождик. А спустя час, мы видим стоящие длинной шеренгой грузовики, смыло 20 метров дороги, которую активно восстанавливают дорожники. Сколько это займет времени никто не знает, нам остается наблюдать за их слаженной работой. Я много снимал видео на этом участке, и очень надеюсь что скоро дойдут руки и понимание того как это можно интересно смонтировать.
Постоянно бегающие вокруг смытой дороги и снимавшие видео, мы вызвали интерес водителей ожидающих освобождения от плена. После ночных бесед у нас родилась идея написать книгу с названием "Парни в чем прикол?" где можно описать все возможные развлечения жителей планеты, не обремененных (пока) постоянной работой и интересующихся всем подряд, дабы донести до остальной части населения, в чем же все таки этот прикол.
Часть тюбинга, смытая ручьем, набравшим сил после сильного дождя.
К утру нам удалось проскочить одними из первых, и мы снова помчались в сторону Кюбюмы, где мы наконец-то сможем оставить мысль о необходимости автостопа, едем мы уже почти неделю, а позади почти 750км пройденного пути.
Наледь на реке Кюбюме.
Отставшего Ивана мы ждали 2 дня. И каждый раз выбегали на трассу услышав где то в далеке звук мотора. В последнюю ночь нашего томительно ожидания, к нам присоединились мотоциклисты из Якутска, едут в Магадан.
Достроенный мост через Кюбюме. Много проблем и жизней жителей района унесло это место, в попытках добратся до дома в отсутствии моста.
Так мы упустили возможность доехать до начала нашего маршрута, озера Улу, до которого еще 30 км. Первые 10 км пути под рюкзаком давались легко, но ощущение что это ненадолго становилось все ближе с каждым шагом. Но и тут нам повезло, мы слышим звук мотора, нас согласились подбросить. Заброшенный поселок Кюбюме.
Нас довезли до Улу, и посоветовали озеро где можно наловить щуки. В Улу это бесполезно, так как вся рыба там обитающая, по мере прогревания воды все дальше уходит на глубину. Поймали на ужин несколько маленьких щучек, это заняло минут 15, сломали одно из звеньев на удочке.
Отправившись гулять на озеро захватил с собой средство от возможной встречи с медведем. Ружья у нас нет, от него могут быть только проблемы, из за неопытности, да и мишку жалко, мы же у него в гостях.
Зимние стоянки оленеводов на берегу озера Улу.
В полдень 15 июля мы наконец то вышли на маршрут, ноги и спина протестуют против таких нагрузок, проходим минут по 20-25 а потом падаем без сил на землю, вниз лицом, в надежде скрыть незащищенные участки тела от назойливых комаров. Идем по зимнику.
К вечеру того же дня нам открылась долина реки Сунтар.
Скоро от этой на первый взгляд спокойной реки не останется и следа, через пару дней начнутся сильные дожди. Река Сунтар.
Не переключайте! Продолжение совсем скоро.