Оригинал взят у
evasankina в
Как гиперактивнику выжить в школеНаписали статью с Анастасией Шапель, взято отсюда:
http://rebenok.by/articles/stature/psycho/23683-roditel-uchitel-psikholog-kak-nauchitsya-dogovarivatsya-s-giperaktivnikom.html Родитель, учитель, психолог: как научиться договариваться с гиперактивником?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - диагноз, ставший среди многих мам именем нарицательным для слишком активных детей. Мы побеседовали на тему СДВГ с Анастасией Шапель, практикующим детским и подростковым психологом, сертифицированным гештальт-терапевтом и супервизором.
Для справки. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, сокращённо СДВГ, это одно из состояний неврологическо-поведенческого расстройства развития. В англоязычной литературе - Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder, аббревиатура ADHD.
Диагноз СДВГ ставит врач, а не родитель.
Диагноз СДВГ ставит врач невролог (невропатолог) на основании медицинского обследования и длительного наблюдения, при наличии целого спектра поведенческих отклонений, таких как:
- невозможность сконцентрировать внимание на задании;
- небрежность в работе;
- сложность в следовании инструкции и завершении начатого;
- трудности в организации и планировании; избегание заданий, требующих длительной мыслительной деятельности и сосредоточенности;
- быстрая отвлекаемость и переключаемость на внешние раздражители;
- забывчивость;
- импульсивность;
- суетливость;
- наличие навязчивый действий;
- повышенная речевая активность;
- навязывание своего присутствия и прерывание других и т.д.
При этом данные формы поведения должны проявляться гораздо чаще, чем это характерно для соответствующей возрастной группы детей, чтобы окончательно подтвердить диагноз. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может диагностировать только врач.
Однако “гиперактивниками” сейчас называют детей и без такого диагноза, имея в виду, что такие дети отличаются невозможностью сконцентрировать внимание, сидеть спокойно во время урока. К сожалению, из-за отсутствия четких критериев, позволяющих определить СДВГ, а также этиологической схожести со многими нарушениями данный диагноз стал своего рода именем нарицательным.
Любит бегать и требует "много" внимания - это способ убежать от проблем
Так, часто приходится слышать от родителей слова «мой ребенок гиперактивный», однако при более детальных расспросах (Проходили ли они обследование? Есть ли медицинское заключение? Назначалось ли лечение?) получаешь отрицательный ответ. А поводом для такого заключения послужили наблюдения за ребенком, который слишком активен, любит бегать и требует «много» внимания.
При этом оценка «слишком» или «много» исходит из возможностей и типа нервной системы каждого человека, а сложность возникает, если ребенок и кто-то из родителей обладает противоположными характеристиками.
На практике случается встречать детей, у которых обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, однако в процессе работы с таким ребенком, более детальном знакомстве с его историей, становится понятным, что такое поведение, скорее способ избежать болезненных ощущений, переживаний.
Ведь каждый ребенок, да и взрослый, который не способен или не желает выражать сдерживаемые чувства, будет выглядеть обеспокоенным, испытывать трудности в концентрации внимания, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, хотя и не иметь при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.
Стоит отметить, что некоторые дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности и тогда, с целью избегания этого, они постоянно переходят от одного к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте.
Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими из этого ярлыка.
А если диагноз СДВГ все-таки поставлен?
Чего ожидать родителям? С какими трудностями сталкивается сам ребенок?
Прежде всего, необходимо объяснить, что именно происходит с ребенком, которому поставили данный диагноз. И что ребенок ни в чем не виноват, и бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а обострению поведенческих проявлений гиперактивности.
Итак, по тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил определенные повреждения и сразу после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления и одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Ведь перед каждым ребенком стоит огромная задача по обретению навыков сидеть, ходить, говорить и т.д.
На процесс восстановления и на процесс возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система ребенка с диагнозом СДВГ работает с двойной нагрузкой. По мере взросления, ребенку чаще приходится сталкиваться с различными ситуациями, вызывающими дополнительное напряжение (контрольная, тестирование, поступление т.д.) или после соматических заболеваний у ребенка с диагнозом СДВГ может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением.
На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей нагрузкой.
Чем в этой ситуации могут дома помочь родители?
С целью того, чтобы понять, что происходит с ребенком, важно примерить роль «гиперактивного ребенка» на себя и побыть в этой роли какое-то время. Думаю, такая примерка была бы полезной не только родителям, но и учителю, в классе которого оказался такой ребенок с СДВГ. Ведь сопереживать мы способны лишь тогда, когда сами испытали подобное. Вспомните рекламу лекарственного средства от простуды, а точнее уже крылатую фразу: «Как я Вас понимаю!!!».
Поэтому в этом вопросе я хотела бы остановиться на системе предложенной Мурашовой Е.В. в книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы». Итак, прежде всего, родителям необходимо взять на себя часть регуляторных функций, недоступных ребенку.
1. Организовать режим дня и регулярно удерживать данные границы.
Если в девять часов ребенку должен лежать в кровати и слушать сказку, а потом спать, то это только так, без вариантов. Так постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса, а до этого, данные границы удерживает взрослый, и это правило существует для всей семьи и ничто и никто не может его изменить.
Безусловно, по мере взросления ребенка, границы двигаются, но отвечает за их удержание - родитель.
2. Разработать систему ритуалов, последовательность каких-то событий, которые будут происходить всегда перед сном, во время подъема, перед уроками и т.д.
При этом не стоит опасаться внести элементы творчества в разработку данной системы. Обратите особое внимание на ритуал выполнения домашних заданий. Все вещи (ручки, тетради, карандаши) красиво разложены по своим местам, ничего лишнего не должно отвлекать внимание ребенка. Как уже говорилось, первое время следить за этим порядком придется родителям.
Главная задача - не давать ребенку отвлекаться во время выполнения заданий.
Причем речь идет не о криках, а об уважительном возвращении к теме задания: «Итак, в задаче сказано…», «Ты остановился на …», «Вспомни, что необходимо…», «Взгляни на эту картинку еще раз…».
В начале обучения такому ребенку необходимо присутствие взрослого. Начинайте с самого простого задания. Можно просто повторить пройденное, что в свою очередь ободрит ребенка, ведь пройденный материал, это опыт, который он приобрел, и путь который он уже преодолел. Данный ритуал поддержит самооценку и придаст позитивный настрой на выполнение заданий.
3. Определите периоды наибольшей работоспособности у Вашего ребенка.
Сделать это можно спросив у него, когда он чувствует себя наиболее работоспособным, энергичным, сконцентрированным. У детей с СДВГ бывают «плохие дни», когда они буквально все забывают.
В таких ситуация, лучше всего отметить:
Сегодня, похоже, у тебя трудный день, ничего страшного, у меня также бывают дни, когда все, словно валиться из рук, сейчас мы поиграем, а к этому вернемся позже, когда ты будешь готов.
Ребенок будет благодарен за понимание, и это научит его прислушиваться к себе и различать свои состояния. Поддержите ребенка, если он устал и дайте ему время восстановиться. Если ребенок говорит, что не хочет выполнять домашнее задание сейчас, не особенно настаивайте на этом.
Вы можете сказать:
Мы можем сделать это упражнение, нарисовать рисунок, выучить этот стишок позже. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов.
Такой подход с одной стороны, позволит сберечь доверительные отношения в семье и не превратить выполнение домашних заданий в бои за выживание. С другой, такой позицией взрослый стимулируете развитие ответственности у ребенка. Ведь если ребенок может (физиологически готов) взять на себя ответственность за выполнение задания, он сообщит об этом, и тогда вы ему поможете. Такой подход позволит ребенку проявить свою волю, а этого дорогого стоит.
4. Дайте ребенку подвигаться, если ему это нужно.
Ни в коем случае не следует без крайней нужды ограничивать подвижность ребенка.
5. Позаботьтесь о разнообразии интересов.
Крайне желательно, чтобы ребенок с СДВГ посещал различные кружки, ему как воздух нужно общение и разнообразные впечатления. Следите за своим состоянием. Важно показать ваш настрой на это сотрудничество, даже если в определенные моменты вы будете терять веру, обратитесь к опыту тех людей, которые прошли этот путь.
В школе же, чтобы помочь ребенку, учителю нужно иметь полную информацию
С учителями лучше сотрудничать, чем воевать.
Ведь учителя - это те взрослые, которые отвечают за вашего ребенка, когда он в школе, вместо вас. Если говорить о возможных рекомендациях, то педагог, являющийся профессионалом своего дела, без особого труда, может предложить ученику с СДВГ понятную всем систему взаимодействия.
Так, например, система условных знаков, когда ребенок отвлекается: учитель проходит мимо и кладет руку ему на парту, это позволит избежать постоянного выкрикивания имени «проблемного» ребенка, что в свою очередь не будет создавать почвы для создания ему отрицательного имиджа в классном коллективе.
Повышенную активность такого ребенка можно направить на благо класса, доверяя ему различные поручения, требующие активности: сбегать в учительскую, помыть губку для доски, вымыть доску, детям книги тетради и т.д.
Также стоит прибегать к маленьким уловкам: если ребенку с СДВГ необходимо выполнить упражнения, читать условия задачи либо работать с большими текстами. Лучше всего выделить ярким маркером ключевые данные, вопросы, разбить текст на фрагменты. С таким подготовленным материалом ребенку гораздо проще будет сосредоточиться и работать.
Необходимо снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Необходимо заранее договариваться с ребенком и со всем коллективном о тех или иных действиях. Как нам уже известно, гиперактивные дети обладают низкой способностью к концентрации внимания. Они часто отвлекаются во время занятий, иногда вообще отказываются выполнять предложенные задания, не чувствуя себя способными что-то сделать.
Самым правильным решением в этом случае будет разрешить ему присутствовать на занятиях, сидя рядом или на ковре, но не в коем случае не принуждать или тем более не запугивать ребенка. Время от времен его можно призывать попробовать выполнить какое-то задание вместе со всеми.
Гиперактивные дети, как и все дети на самом деле хотят участвовать во всем и быть принятыми, быть компетентными, но просто они могут испытывать сложности либо чувствовать неуверенность в себе.
Мне очень импонирует практика, к которой прибегают в израильских школах для обозначения домашнего задания детям с СДВГ. Так, с целью того, чтобы ребенок мог точно найти задание для домашнего выполнения, их отмечают прямо в учебнике указанием даты, чтобы ребенку было легче. Можно отметить нужное место закладкой. Если же задание на листочке, лучше прикрепить его степлером прямо к тетрадному листу, тогда шансов, что ребенок придет завтра с выполненным заданием намного больше.
Думаю, многие замечали, что задания, связанные с книгами, переписываниями параграфов, ответами на много однотипных вопросов всегда вызывают много сложностей у такого ребенка, поэтому стоит их чередовать и поручать детям задания, требующие активности.
Помните гиперактивные дети не злые, они не делаю что-то назло они, всегда готовы к сотрудничеству. Не клеймите его, не навешивайте ярлыков, даже если вас все это безумно раздражает, оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества! Дайте ребенку шанс!
Чем может ученику с СДВГ помочь психолог?
В свое время в литературе нашла красивую метафору о том, что работа с детьми с СДВГ - это своего рода рассматривание книг «Где Уальдо?»: для того чтобы что-то увидеть, надо пристально смотреть. И это действительно так.
Цели, которые преследует психолог в работе с гиперактивным ребенком:
* снятие напряжения, развитие концентрации внимания,
* формирование представлений о себе и своем теле,
* развитие и совершенствование навыков восприятия,
* развитие внутреннего контроля,
* привитие ответственности за свой выбор и принятие решения,
* развитие навыков коммуникации.
В процессе работы с детьми с СДВГ особое внимание уделяется развитию навыков:
* установления и поддержания контакта;
* навыков взаимодействия;
* развитию сенсорного опыта;
* способности увлекаться и проявлять заинтересованность;
* умению принимать роли;
* развитию аффективной сферы: понимания и выражения эмоций;
* установлению и соблюдению границ;
* развитию и укреплению представлений ребенка о самом себе;
Также психологом проводится работа на принятие отвергаемой, негативной части себя. Это представляется важным, идея наличия СДВГ должна быть принята ребенком как часть его «Я». Ведь ребенок с СДВГ, вырастет взрослым с СДВГ.
Поэтому то, насколько он преуспеет в своей жизни, зависит от его самооценки, от того опыта, который он приобрел в детстве и в юности, от его умения находить различные стратегии преодоления сложностей, с учетом особенностей своей нервной системы, а это возможно, лишь при принятии факта СДВГ.
Особое внимание уделяется работе с семьей. Во время этих встреч предлагаются упражнения на взаимодействия, обсуждаются успехи и неудачи, поддерживается разговор о чувствах и переживаниях. Все перечисленные варианты работы могут поддержать ребенка и родителей. Однако чаще всего проблемы возникают в момент социализации ребенка, т.е. с данной сложностью и обращаются.
Из практики могу сказать, что результат работы в такой ситуации очень зависит от готовности учителя и семьи к сотрудничеству. Психолог в этой ситуации играет роль посредника, проводника, переводчика, помогающего ребенку с СДВГ и учителю найти или разработать общий язык общения.
Думаю, этот опыт полезен каждой стороне, ведь учитель сможет качественно выполнять свою работу (учить, формировать знания, умения и навыки, прививать интерес к получению новой информации и т.д.), а ребенок сможет освоить роль ученика.
Вместо послесловия
Оскар Бренифье («Что такое Я?»):
Людей отличает друг от друга множество черт: пол, внешность, цвет кожи, язык, богатство, а также характер. Некоторые люди так не похожи на тебя, что это может смущать или даже пугать. Однако ты ведь чувствуешь, что у тебя с другими людьми есть что-то общее, что в какой-то степени мы все одинаковые - мы люди…
Анастасия Шапель,
практикующий детский и подростковый психолог,
сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор.