Автор статьи: Ольга Фоминых.
Сегодня я считаю этот случай моей первой психотерапией. Дело было много лет назад, я тогда только окончила институт, причем технический, и на тот момент не прочитала ни одной книги по психологии.
Поздно вечером раздался звонок: «Привет, можно я завтра приду? Нужно поговорить». Это был один мой знакомый мужчина. Я согласилась.
Мы договорились о встрече вечером после работы. В назначенное время звонок в дверь. Открываю, он стоит на пороге широкоплечий, со спортивной фигурой, как мне показалось, немного грустный. Когда мы сели друг напротив друга, он начал рассказывать свою историю. Оказалось, что он сильно поссорился со своей женой, и они расстались. Он долго рассказывал подробности и, вдруг, начал плакать. Причем, это была не «скупая мужская» слеза, а обильные ручьи слёз. Честно говоря, я опешила и растерялась. Сидела молча, с широко открытыми глазами, и просто слушала. Так прошла наша первая встреча.
Потом была следующая встреча. Он опять много говорил и плакал. Я сидела преимущественно молча, иногда в перерывах вставляла фразы, что сочувствую. На третьей встрече он стал задавать много вопросов: «Как ты думаешь, она вернется ко мне?», «Что я делаю не так?» ... Это было очередное испытание. Я сказала, что просто не знаю ответов на его вопрос. В итоге я решила, что он больше не придет, ведь я не нашла нужный, «правильный» совет. Но ошиблась, он приходил еще раз 5. Он плакал, злился, сам искал выход из своей трудной ситуации. Он просто был вместе со своей болью в моем присутствии.
Спустя много лет, прочитав много литературы, я понимаю как это важно: не давать советов, оценок, а просто откликаться своими переживаниями на переживания другого человека. Советы и оценки, как правило, содержат подспудное послание: «Тебе лучше бы не быть тем, кем ты являешься. Хорошо бы тебе измениться, причем в том, направлении, которое выбираю я (автор совета)». Отличный способ вогнать человека в стыд или вину - дать ему совет из серии: «Тебе просто нужно больше зарабатывать», «Тебе нужно было больше уделять ей внимания» или «Хватить реветь! Ты же мужчина!».
Альтернативой такой экспертной «помощи» для меня служит поддержка. Поддержка, как принятие и признание того, что все есть именно таким, каким оно является, а не таким, каким я хочу, чтобы оно было. Это далеко не вся терапия, но немаловажная ее часть.
Источник