Самая общая идея мира Дюны: после "войны с машинами" нельзя создавать компьютеры умнее людей, поэтому используем только силы человека.
...Хм, да, но ведь человек в космосе не сможет ориентироваться без очень умного компьютера.
Ну ладно: тогда только силы человека и тяжелые наркотики.
Пусть они приятно называются "пряностью" и пахнут корицей.
Итого:
Планета-пустыня Дюна c единственными во вселенной запасами пряности => распри за правление Дюной => добыча пряности победителем => сверхприбыльная торговля => "расширение сознания" профессионального наркомана космонавигатора вплоть до предвидения будущего => единственная возможность путешествий сквозь космос - интуитивная, на краткосрочном предвидении. Космонавигатор в техническом смысле не понимает, что он делает - он предвидением выбирает путь, который приближает его к цели, но не ведет к гибели - и так много раз, пока корабль не прибудет к месту назначения. Интересная же мысль!
На этом фоне оказывается, что у населения самой Дюны есть собственные идеи и устремления, основное из которых - мощное религиозное. Оно, правда, в подробностях не объяснено, зато названо. Не знаю как в 1965, но сейчас слово "джихад" прямо-таки звенит со страницы. Хотя за два года до шестидневной войны наверняка тоже позвякивало.
Хадж. Пророк. Пустыня.
Если бы не многочисленные ассоциации в настоящем, был бы мир Дюны "колоритом". А так он еще и тревожит, что, конечно, удачно для литературы - полвека спустя быть на злобу дня.
Очень занятный прием - авторские само-спойлеры. Каждую главу предваряет эпиграф - высказывание, хроника или комментарий по поводу событий самой книги, написанный потомками действующих лиц. В итоге общую картину сюжета видишь все время заранее, но в общих, "исторических" чертах.
Герои первой части прекрасны.
- Леди Джессика и ее хорошо темперированный цинизм. Ее единственное появление во втором томе очень его скрасило: "хотя мой сын - пророк и так далее, это еще не значит, что мою родную планету должен наводнить всякий сброд" - в смысле, паломники.
- Питер де Врие, в котором все кричало: "убийца".
- Эколог песчаной планеты Лиет, "возможно, местное божество". Его чокнутой научной святости папаша.
Вообще сама мысль о том, что дисциплину народа можно использовать по-разному (правда, управлять ею - задача не из легких). В частности, людей, оказывается, можно убедить в возможности принципиально другого существования, которого никто из них не видел: существования, в котором вода падает с неба. Отношение к воде в пустыне выписано идеально, подробно и убедительно.
Обозначен баланс сил: император и знатные семьи - аристократия, торговый и прочий люд - космогильдия и торговый совет, теневые игроки вроде ордена Бене Гессерит, целый класс людей-вычислителей - ментаты и людей-предсказателей - навигаторы.
Концепция Бене Гессерит и его образа действий выше всяких похвал. Как я читала, у автора родичи были настоящие, всамделишные иезуиты. Видимо, какие-то впечатления от общения воплотились в этот восхитительно рациональный, лишенный иллюзий и вместе с тем мистический орден и его программу:
- на каждой из планет распускаем свои слухи и создаем свои легенды, творим мифы и "тайные знания"
- готовим учениц: всесторонне развиваем их навыки и зубрим с ними созданное нами
- закономерный итог: на чужой планете они выглядят, как чужаки, а говорят, как "посвященные" и "свои", из-за чего местное население с большой вероятностью падет перед ними ниц
- пользуемся отданной нам властью для собственных целей
По поводу последнего: я прочитала две книги и не поняла точно, в чем же эти цели. Плохо в "Дюне" то, что автор не вытянул собственные размышления дальше их общего наброска в первом томе. Вернее, может и вытянул как-то, но вторая книга написана настолько хуже первой, что нет сил выяснять (их шесть).
Финал первой книги открыт - вот-вот грянет огромная война, этот самый неостановимый джихад.
Вторая состоит (прямо как трилогия 1-3 Звездных войн) из каких-то бесконечных совещаний, нарядов, колонн и балконных выходов. Сплошная скука и жажда ясности, к концу доходящая до возмущения: за целую книгу никак не прояснились намерения и мотивы героев ни по одной сюжетной линии, включая новые; ни одного интересного ответа на невольно возникающие вопросы (прилично ли вообще быть пророком, например); дикие в своей ненужности и неуклюжей пошлости эротические поползновения. И вообще: темно и вяло!