Mar 10, 2019 22:22
Признаться, когда принимаешься за десятый томик любимого цикла, подсознательно представляешь себя этаким гуру, который всех тут уже знает, всё тут уже видел и ничему, решительно ничему, в книжной вселенной олухов не будет удивляться. Потому как, «гура-с»! И надо отдать должное писательнице, первые несколько страниц она терпеливо переносит читательский снобизм, вводя раз за разом уже знакомые элементы вселенной олухов... Но только лишь за тем, чтобы потом, когда начнётся основное действие, уверенный в своём всезнании о киборгах читатель задался вопросом: гм, а где мне, именно в этой книге, использовать свои «всезнания»? Да, когда Лесник встречает попавшего в капкан киборга, такой читатель тут же «просчитывает», что не всё так плохо и киборг может ещё «ого-го-го» сильно и больно швыряться сыроежками. И когда Женя получает щедрую, но язвительную помощь от неизвестного хакера 3-Х, наш всех-знающий читатель тут же растекается в умильной улыбке: мол, как же - как же, знаю я эту 3-Х.
Но, вот фабула развивается дальше и волей-неволей наш всезнайка (если он относится к категории думающих читателей!) то тут, то там наталкивается на вопросы, выбивающиеся из известной ему картины мира олухов. Почему автор больше «книжного» времени отводит Леснику, а не проделкам Джека? Почему главными поставщиками неприятностей оказываются не агенты «DEX-company» или поборники чистоты кибернетического разума, а браконьеры и вездесущие бабки-гриботорговки. Почему любовным похождениям няшки Джека уделено много меньше текстового времени, чем окололюбовным страданиям Женьки? «Это ведь десятая книга серии! - завопит наш всезнайка. - Автор уже давно обязан гнать киборгов всех сортов и размеров тоннами, мне на прочтение и удовлетворение!?». Ан нет, дорогие всезнайки, ошибочка вышла! Автор расставляет акценты так, что главным героем книги выступает не Джек, а… лесник Женя.
И именно за такое акцентирование внимания читателей на переживаниях ни разу не кибернетического, но совершенно нормального парня, мне хотелось бы отдельно поблагодарить автора. Легко сохранять внимание и любовь читателя, когда ты - несчастный киборг, способный остановить лезвие ножа в двух миллиметрах от глаза друга. Легко сохранять внимание и любовь читателя, когда ты - несчастный киборг, единственным утешением которого является любовь к котику. А вот попробуйте создать героя, и не просто создать, но и дать этому герою порцию читательской любви, когда герой немного стеснителен, немного неуклюж, немного нелюдим. Когда герою проще вывести взять вину на себя, чем свалить её на киборга. Когда герой, даже победив всех злодеев, вместо красивого улёта с обнаженным торсом в закат, вынужден скрывать свой подвиг, лишь бы спасти лучшего друга.
Вообще, если мне будет позволено ещё немного отвлечься, последняя книга в цикле о приключениях олухов нравится мне тем, что в ней завершено, если хотите, создание полного спектра взглядов на вопрос обретения разума искусственно созданным существом.
Действительно, в первой книге бравый Станислав Федотович воспринимает киборга как машину для убийства, и только в самом конце книги капитан Петухов однозначно утверждаются в мысли, что не все киборги - бездушные монстры. Затем, под влиянием различных книжных перипетий, происходит окончательное «становление» Дэна, как разумного, свободного существа (если хотите, «не киборга»). Когда такое становление оканчивается ожидаемым результатом, автор выводит перед читателем новый образ человека, запертого в кибернетическом организме - Ланса. Это, во всех смыслах, «другой» разумный киборг и на его примере автор успешно показывает, как мучительно сложно бывает ребёнку сжиться с ролью взрослого. Как только читатель свыкается с «Дэнечкой и Лансиком», автор выводит на сцену Лаки, такого замечательного рыжего шалопая, что читатель с удовольствием потрепал бы его по голове, если бы не боялся, что Лаки бросится кусаться! Дальше. Образы Кая, Ирэла, Трикси, Джека - один за одним подводят читателя к главному вопросу всей фантастики об искусственных людях: а что это такое, быть человеком? И автор находит ответ на этот вопрос, тем самым, да простят меня остальные поклонники Шварца-нашем-Терминатора! - решая заявленную проблему лучше, чем все горе - продолжатели саги о противостоянии Скайнету. Вы спросите меня, так какой же ответ находит автор? А, вот прочтите и узнаете!
Прошу прощения за несколько крикливый тон этой части моей непрофессиональной рецензии, но после цикла об олухах, всякий русскоязычный фантаст должен крепко-крепко подумать, сможет ли он сказать что-то новое по теме обретения машиной разума. Автор высказалась полно, красиво, объемно. Так, что создать что-то новое будет крайне сложно.
Вообще, если опять немного отвлечься, мне кажется, что последняя (на момент написания этого поста!) книга Ольги о мире разумных киборгов, во многом, «этапная вещь». Но мой скромный взгляд, именно в книге о приключениях Джека и Женьки автор до конца осознал собственный творческий инструментарий, в полную силу опробовал различные приемы создания персонажей, фабульных перипетий для этих персонажей, раздвинул языковые границы своего творчества. Заметьте, ведь именно в этой книге знаменитому и уже всенароднолюбимому «гхыр!» появился значимый конкурент: «епт!» ;). А если говорить серьезно, то, по моему совершенно непрофессиональному мнению, именно с написанием и изданием этой книги Ольга закрепила за собой титул «талантливый профессиональный писатель». Автор подобрала круг тем для творчества, определила границы допустимого (без которых не может быть ни одного серьезного автора!). Показала умение создать персонажа всего двумя-тремя штрихами, когда верно подобранное автором слово, образ попадают читательскую душу и продолжают там жить ещё многие годы, даря слабым человекам надежду…
Особо отмечу образы бабушек-гриболовок и, особенно, ветерана Шебских войн Степановны. Нет, даже не потому, что все они получились очень колоритными и вносят в книгу значительную толику веселья. Дело в том, что в моей практике тоже было полным-полно таких старушек - веселушек, поэтому я со всей ответственностью заявляю: образы написаны, что называется, исключительно правдиво, ни одна черта характера бабушек не искажена и Степановна получилась ровно такой, какой и должна была быть (а если кто не верит, могу подсказать адресочек бабули, которая в лицах расскажет, как она пряталась от властей во времени царя Гороха). Безусловно, после череды киборгов, череда бабушек - значимая находка цикла об олухах.
Отдельного доброго слова стоят иллюстрации. Господа-товарищи-друзья! Нам с вами выпала честь присутствовать при творческом рождении нового талантливого художника - иллюстратора Екатерины Гаевской! Гип-гип-ура! Гип-гип-ура! Гип-гип-ура!
Итог: в эпоху, когда Голливуд на пустом месте выстраивает киновселенные всемогущих героев в масках, настоятельно советую всем читателям обратить внимание на вселенную обретших сознание киборгов и, надеюсь, людей. Спецэффекты тут в два раза по-больше будут, а смыла - раз в десять по-больше наберётся.
книга радостей,
про КНИГИ,
ура!!!