Давайте немного поговорим о заботе. Забота о людях в городе начинается с доступности городского пространства для всех категорий населения. Пока мы молодые и здоровые, мы не задумываемся о том, что мир состоит не только из молодых и здоровых. С нами рядом еще есть разные категории людей, которые точно также хотят гулять по улице, ходить в магазины, дышать свежим воздухом в парке, ездить на общественном транспорте. Но не могут, из-за недоступности городского пространства. Это маломобильные группы населения, к которым относятся люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками, беременные девушки, дети до 10 лет, просто пожилые люди или люди с временными проблемами здоровья. А это, кстати, почти треть населения наших городов. Мы привыкли не замечать проблемы этих людей, только потому, что мы их не видим на улице. У нас создается впечатление, что если этих людей нет на улице, значит их нет и никаких проблем не существует. Как-то у меня спросили журналисты: как можно оценить доступность города? Тогда я ответил, что ничего оценивать не нужно. Когда вы начнете видеть людей с ограниченными возможностями в магазинах, парках, в трамваях, тогда только можно будет говорить о доступности. Но вы их не видите. А вот теперь давайте, на примере Львова, посмотрим почему. Для наглядности сравним положение дел с европейскими городами, чтобы понять как у них, а как у нас.
01. На этом фото остановка в Кракове, где низкопольный трамвай подъезжает в плотную к бордюру.
02. А это улица во Львове, после недавнего капитального ремонта.
Согласно ДБН (государственных строительных норм), на которые очень любят ссылаться чиновники и проектанты, чтобы не делать современную инфраструктуру безопасной и доступной, расстояние до ступеньки трамвая должно составлять 5 сантиметров. На фото прямое нарушение ДБН! Но проектанты и заказчики говорят, что все нормально, трактуя это требованием другого ДБН - расстояние от путей должно быть 1,4 м. И что этим людям объяснять?
Помню, случай на акции по недоступности Почтовой площади в Киеве. Тогда мы показали представителю проектантов, что на построенный пандус не может заехать даже детская коляска, только потому, что на него даже не помещаются колеса. Представитель тогда сказал, что у вас просто неправильная коляска. И кого волнуют проблемы людей? Покупайте правильные коляски.
03. Опять Львов. Для этого 10 месяцев ремонтировали улицу.
04. Если вы думаете, что проблема в старых трамваях, то пожалуйста, вот вам современный низкопольный состав.
05. А это пример из Лейпцига. Здесь еще и велодорожка есть. В зоне остановки она повышается на уровень с полом трамвая.
06. Ух ты, оказывается если нарушить ДБН в любом европейском городе, то людям становится удобно.
07. Давайте еще сравним, как у нас делают остановки по центру проезжей части. Вот так это устроено во Львове.
08. Или вот так.
09. А вот так делают венские остановки (фото с Дрездена). Это поднята проезжая часть в зоне остановки. Венские, потому что впервые такое решение применили в Вене, и впоследствии такие остановки начали обустраивать в других странах.
10. Познань.
11. Лейпциг. Машины медленно проезжают по поднятой проезжей части.
Как бы это грустно не звучало, но местные жители говорят, что за последние 10 лет во Львове в рамках капитальных ремонтов улиц не обустроили ни одной остановки, которая бы отвечала требованиям доступности для маломобильных категорий жителей. Ни одной.
Вот так и живем. Чиновники предпочитают читать строительные нормы, при этом забывая про людей, для которых все это было и задумано. А ведь им, ничего нового изобретать не нужно, не нужно говорить о недостаточности средств, или других климатических условиях, просто использовать готовые практики остальных цивилизованных стран и думать про людей.
По материалам Демьяна Данилюка: "
Улица не для всех".