Город развивается по мере улучшения его инфраструктуры, одновременно растет и качество жизни его жителей. Однако у украинских чиновников и застройщиков другое мнение на этот счет. В их представлении город развивается, когда в нем появляются новые дома - квадратные метры, которые можно просто продать. Инфраструктура же вокруг домов формируется по принципу "потратим, что останется".
Отсюда хронически низкое качество инфраструктуры и низкий запрос на нее. Например, на сайтах по аренде квартир единственным фактором вне дома, который повышает стоимость недвижимости, служит пункт "близость к метро". То есть ходит ли другой транспорт, или хороший ли двор у дома, есть ли рядом магазины, кафе, пешеходные и зеленые зоны или места для отдыха - мало кого интересует.
Во всех развитых странах мира совсем другая ситуация. Дороже недвижимость находится в районах с квартальной застройкой или подальше от автомагистралей. Большая дорога для автомобилей снижает стоимость проживания, а узкая пешеходная улица, где есть разнообразие вариантов для досуга, - повышает. Также важны зеленые зоны - парки, скверы, даже леса.
Сейчас в этих странах начинают ценить велоинфраструктуру - комфортные велодорожки, парковки для велосипедов, ограничения скорости для водителей. Это повышает стоимость недвижимости, увеличивает продажи, снижает нагрузку на дороги, улучшает экологию и экономическое положение жителей городов.
Велодорожки как дополнительное условие рынка недвижимости
В Соединенных Штатах существует закон недвижимости - чем больше людей могут добраться до здания различными способами, тем дороже этот дом будет стоить. Сейчас в городах США молодые люди переезжают в центр города, так как не могут комфортно и быстро добраться до места работы или досуга. При этом стоимость недвижимости в пригородах и отдаленных кварталах снижается.
Однако строительство обособленных велодорожек, которые уменьшают нагрузку на дороги и делают улицы более комфортным для пешеходов, может увеличить спрос на районы подальше от центров американских городов. Об этом говорится в исследовании, проведенном организациями Alliance for Biking and Walking и People for Bikes. В документе, в частности, сказано, что перегруженные автомобилями улицы всегда снижают стоимость недвижимости.
Чем ближе дом к велодорожке, тем дороже квартира. В Сан Франциско каждые 400 метров ближе к велополосе увеличивают стоимость квартиры на 510 долл. Таким образом, владелец недвижимости получает больше денег при продаже имущества, риэлтор - больше за работу, а город - больше налогов. То же в Северной Каролине: продавцы недвижимости смогли продать здесь 40 домов, каждый на 5 тысяч долларов дороже, потому что рядом с ними была велодорожка.
Похожая история в Австралии. Новые велодорожки в Сиднее, хорошо интегрированные в городскую транспортную систему, делают чудеса. Владелец дома смог получить там на 100 тысяч долларов больше за свою недвижимость, так как выезд из гаража у него был с другой стороны, а перед главным входом проложили велосипедную дорожку. Подсчитано, что всего за 30 лет новые велодорожки в Сиднее принесут городу 500 млн долларов экономической выгоды.
Велоинфраструктура больше ценится покупателями недвижимости
В Европе и США риэлторы начинают включать наличие велоинфраструктуры в перечень преимуществ того или иного объекта недвижимости - так же, как в Киеве обозначают квартиры на продажу, которые находятся близко к станциям метро.
В американском городе Атланта один из продавцов недвижимости говорит, что инициатива властей создать сеть велодорожек позволит создать образ прогрессивного и комфортного места жительства. Это означает, что они смогут быстрее продавать квартиры и дома, которые ранее могли не покупать в течение нескольких месяцев.
В канадском Ванкувере 65% риэлторов включают наличие инфраструктуры для велосипедистов в перечень преимуществ продаваемых объектов. Важно, что стоимость квадратных метров растет не только за счет увеличения спроса на недвижимость в том или ином районе или городе, но и благодаря реальным, ощутимым преимуществам в виде новых удобств для ценителей здорового образа жизни.
На улицах, где проложены велодорожки и ограничена скорость для автомобилей, больше пешеходов, а там, где есть пешеходы, появляется розничная торговля. Для предпринимателей, которые продают товары в магазинах, очень важна скорость потенциального покупателя.
Если ехать мимо витрины со скоростью 60 км/ч, то рассмотреть ее сложно, а вот для пешеходов и велосипедистов это не проблема. То же касается ресторанов. Вообще предприниматели, чьи клиенты могут зайти и потратить деньги, должны быть первыми, кто агитирует за развитие велоинфраструктуры и создание дополнительных пешеходных зон.
Например, в Нью-Йорке после запуска велодорожек на Восьмой и Девятой авеню продажи в магазинах на этих улицах в некоторых местах выросли до 49%.
В свою очередь, хорошие показатели продаж увеличивают спрос на аренду на улицах, где есть комфортные тротуары и велодорожки. Поэтому владельцы недвижимости на этих улицах могут дороже сдавать в аренду первые этажи своих домов.
Меньшие затраты на ремонт дорог
Активная эксплуатация дорог изнашивает покрытие - автомобили весят несколько тонн. В противоположность им велосипедист на двухколесной машине весит совсем мало, а потому значительно меньше портит покрытия. Поэтому велодорожки, если они сделаны с умом, требуют значительно меньше капиталовложений, чем ремонт автомобильных дорог.
Это означает, что вместо ремонта очередной улице город сможет сделать еще одну спортивную площадку или купить новый комфортный автобус.
Велодвижение - это не только материальная выгода для бизнеса. Это еще и здоровые люди, лучше экологическая ситуация, меньше затрат на бензин. В глобальном отношении - это улучшение инвестиционного климата в городах, высокое качество жизни и больше счастливых людей.
источник