Aug 31, 2014 22:28
Осень, конечно, муза в высшей степени демократичная: приходит в равной степени и к великим, и к обывателям, толкает на разные творческие подвиги совершенно бесплатно, и даже у меня запойное графоманство: пишу нон-стоп на всяких клочках и листочках, просто логорея какая-то, извините. Профессор Бартльбум у Барикко работал над энциклопедией пределов, а я бы отважилась, пожалуй, на энциклопедию переходных состояний: "вот место между деревом и тенью, вот место между жаждой и глотком..." - между спокойствием и гневом, забытьем и пробуждением, любовью и нелюбовью, купальным сезоном и первым сентября - перечисляя в неалфавитном порядке, до последнего переходного состояния, написанного на роду у каждого. Проекция его четко прорисована на левой руке, но сохраняется ли эта четкость при переносе из двухмерной геометрии ладони в саму жизнь?
Сегодня я провела одно занятие, вымыла холодильник и прочитала биографию Ямагучи Цутому. Инженер Mitsubishi находился в трех километрах от эпицентра ядерного взрыва в Хиросиме 6 августа. Несмотря на глухоту в левом ухе и множественные ожоги, едва выписавшись из больницы, Ямагучи сел на электричку и приехал на работу утром 9 августа. Это было в городе Нагасаки. Утром в 11 часов, в трех километрах от офиса его компании, американцы сбросили на город своего "Фэтмена". Ямагучи прожил 93 лет, жена подарила ему троих детей, он умер в 2010 году от рака желудка. С фотографий в Google Images смотрит японец с такими огромными ушами, что хоть хлопай и взлетай, и с забавным, почти детским хохолком на голове; человек, поймавший последнее переходное состояние и благодаря своей любви к жизни и не-ве-ро-ят-но-му, конечно, везению растянувший его больше чем на полвека. Жаль, что мне никогда уже не задать ему главного дурацкого вопроса всех журналистов: господин Ямагучи, что вы чувствовали в тот момент, когда поняли, что произошло - с Вами, с Вашей жизнью, со страной? Когда Вы поняли, что привычной жизни пришел конец? И самое, самое важное: о чем Вы думали с шестого по девятое августа?
Вот уже больше полугода из-за нарастающей какофонии новостей я чувствую себя оглохшей на левое ухо. Порой мне кажется, что шестое августа уже наступило, и девятое не за горами. Утром на занятии у меня плакала ученица, у которой двое сыновей призывного возраста и которая очень подробно ознакомилась с делом псковских десантников. Мы думаем, мировые лидеры думают, что Хиросима и Нагасаки - это какая-то такая далекая история, не имеющая отношения к сегодняшнему дню. Господина Ямагучи больше нет, нет и генерала Тиббетса, умершего с уверенностью, что в тот исторический момент нужно было поступить именно так. В каком-то смысле его уверенность не так уж и плоха - конца света не стоит сильно бояться хотя бы потому, что он уже несколько раз наступал, может быть, может быть, мы переживем и этот. Господин Ямагучи, о чем Вы думали с шестого по девятое августа? Господин Ямагучи ни о чем не думал. Он попросил медсестру привести его в божеский вид, сел на электричку и прямо в бинтах отправился на работу. Наверное, не самый плохой вариант.
записки у изголовья