(no subject)

Nov 13, 2012 00:20

Вот наконец-то я нашел свободную минутку, что бы пообщаться с Вами, дорогие читатели, чему очень рад. Так же особая радость у нас - наконец-то по всей стране начались настоящие дожди. Паломники, как правило, этим не довольны. «Что за слякоть? Дождь у нас и так есть в России!»



                                    Дождь в старом городе (Иерусалим)

Но увы,  дождь для русского человека обычно не связан с приятными занятиями. Когда снег - можно на лыжах, на санках, весной - приятно наблюдать пробуждение природы, лето - много всего, а осень - что в ней хорошего? Как любой человек. знающий европейскую литературную традицию, я знаю о том, как поэты всегда радовались весне, лету, даже зиме. Однако дождливую осень воспел только А.С. Пушкин. На Святой Земле же все по-другому. Как и в других странах плодородного полумесяца, год у нас довольно грубо разделен на 2 части. Сухой сезон - лето, и сезон дождей - зима. Сухой сезон, который в принципе начинается с мая (европейская весна) высушивает всю траву. Сезон дождей, который начинается в конце октября - начале ноября питает иссушенную землю влагой и повсюду снова появляется трава и цветы. Даже пустыня расцветает. Особый трепет ощущается повсюду, когда наконец-то не просто случайные капли падают с неба, а устанавливается дождливая погода. И через 2-3 недели уже появляется зеленая трава. В современном мире человек нашел способы вроде бы не зависеть от стихий: насосы выкачивают воду из подземных источников, поливать можно все круглый год, но, тем не менее, и эти источники не наполнятся водой, если не будет дождей. Так что ощущение, что мы не зависим от стихий - самообман и иллюзия. Мы знаем, как в древности эти перемены и эта зависимость впечатляла жителей Востока. Вся их жизнь зависела от этого цикла, даже само их понятие о Боге. Мы все знаем, что в Библии жители Ханана почитали Ваала или Ваалов. Слово «Ваал» взято из греческого перевода Библии, в оригинале оно звучит как «Бааль», что на языке угарит (древнесирийский), на финикийском, на иврите и на ханнаских диалектах означает «хозяин». Бааль - древний бог растительности. Его позже так же идентифицировали с месопотамским богом дождей Ададом. Часто встречается название Бааль-Адад. Его напарницей была Ашэра или Астарта. Все это многобожие в библии называется словом «ваалы», что показывает отношение древних пророков к этим культам. Известно, что св. пророк Илия упрекал Израиль в том, что они подражали почитателям ваалов. Так он и говорил: «Доколе будете хромать на оба колена?» В оригинале на иврите, он говорит: «Ад матай атэм посхим аль штей hасээфим». Это можно понять как: «Вы и этот богатый мир язычества не получаете полностью, поскольку не можете в него до конца погрузиться, так как вы - евреи, и пользу, которую получают язычники не получаете, и за истинным Богом тоже не следуете, поэтому для вас оба мира - закрыты.» На иврите «посхим» - хромаете, от глагола «пасах» (отсюда название еврейской Пасхи - Пэсах) можно понять как «хромать» или «пропускать что-то мимо». Если Господь есть Бог, последуйте ему, а если Ваал - то Ваалу. Далее на горе Кармил пророк Илия призвав огонь с Неба доказал истинность бога Израилева, посрамив жрецов Ваала.
Интересно, что в Израиле в 30-е годы было культурно-политическое движение под названием «Кнааним», то есть «Ханаанеи». Среди них были скульпторы, поэты, партизаны, политические деятели. Их целью было укоренение на этой земле через возрождение языческих культов древнего Ханаана. Они не хотели, что бы государство было иудейским и считали, что новая иврито-говорящая империя завоюет весь восток. Интересно так же, что такие параллели были и в других соседних странах. Например, движение «Финикийцев» в Ливане, которые относились отрицательно к арабскому и мусульманскому влиянию. Арабов-мусульман они воспринимали как оккупантов. Среди «Финикийцев» были люди, которые родились как мусульмане. Так же как «Хананеев» были евреи из Одессы. Не те ни другие не оставили в последующих поколениях серьезных последователей, потому что нельзя искусственно действовать на пустом месте. А возрождение древних культов египетских, германских, славянских, финикийских, ханаанских - не возможно и глупо. Тем не менее, я вижу в этих попытках настоящее стремление осмыслить духовное прошлое, которое каким-то образом до сих пор действует в нашей жизни, хотя, большинство людей этих мифологических персонажей не знает, и вряд ли кто-то может заставить их им молиться. Труды всех библейских пророков были успешны - больше не встречаются в Иерусалиме еврейские женщины, оплакивающие месопотамское божество Думузи (в русской Библии - Фаммуза).

«И привел меня ко входу во врата дома Господнего, которые к северу, и вот там сидят женщины, плачущие по Фаммузе». (Иезекииль, 8:14)

Еврейские женщины теперь плачут у гробницы Рахили или у стены плача и по другим поводам. По какому же поводу плакали те древние женщины по всему Востоку: сирианки, финикийки, шумерки и египтянки? Думузи, согласно с мнением некоторых ученых, был богом зерен. Другие, считают, что он был богом пастухов, а не богом растительности, как Бааль. Но кто живет здесь, знает, что без дождя - нет растительности, без травы - нет скота, а без них обоих нет ничего. Думузи даже не бог, а полубог, который периодически умирает, и снова возвращается к жизни. Он так же возлюбленный Инанны. Инанна - мессопотамская царица неба. Его культ можно сравнить с культом Адониса или Адона. Интересно, что «адон» на иврите - Господь. В библии не описан плач женщин по Фамузе, потому что пророк Иезекииль смотрит на это как на мерзость, тем более, что плач происходил во дворе Иерусалимского храма. Но остались письменные шумерские и аккадские гимны и плачи о Думузи.
Вот один из них:
«Мой плач о Думузи, о царе жреце! Скажи, где Думузи!
Без него не будет рожать поле! Не будет рожать поле янтарный ячмень!
Без него не родит река рыбы! А старый тростник не родит нового!
Без него не родят оленихи оленят! Овцы ягнят не родят!
Сады не взрастят плодов! Латук и салат не родят огороды!
Скажи мне, Уту, где брат мой Думузи!»

В этом плаче видно как все связанно друг с другом. Так что не так важен ученый спор какие именно функции выполнял Думузи. Из плача видно, что после его ухода наступает смерть или сухой сезон - наше лето, которое даже сейчас некоторых людей очень пугает, а в те времена это было как смерть и наступление сезона дождей, (возвращение Думузи) было как победа над смертью и воскресение. В детстве я читал, так же, древнегреческий миф о Деметре и Персефоне. Пока Персефона собирала цветы, Аид похитил ее. Ее мать Деметра плачет о ней и ищет ее. Деметра скорбит и поэтому земля плодов не дает. Деметра умоляет Зевса, что бы он заставил Аида вернуть ее дочь. Персефона возвращается к матери. Все вокруг расцветает. Но поскольку она ела зерна граната в преисподней, она обязательно должна туда вернуться. В объяснении на этот миф я читал, что миф связан с временами года. Зимой - Деметра скорбит, когда Персифона у Аида, а когда она возвращается -наступает весна. Объяснение ошибочно. Хотя климат Востока и Средиземноморья отличается, момент сошествия Пресифоны в преисподнюю соответствует Греческому лету, а не зиме. Так как и там все растет в период дождей, то есть зимой, а не летом.
Несмотря на все климатические изменения в мире времена года как были, так и есть. Поэтому желание израильский «Ханнеев» и ливанских «Финикийцев» найти вдохновение для своего творчества и для народного самосознания в этих мифах правильно. Тем более, что на самом деле ни те и не другие не собирались практиковать поклонение языческим богам. Хорошо если бы они придерживались своей веры - христианской, мусульманской или иудейской, используя древние мифы этой земли как вдохновение для своего творчества. Так делали и Пушкин и Шекспир. Что же человек будет сидеть в пустыне или на берегу Средиземного моря и копировать поэтические манеры и настроения других народов, живущих в других условиях. Так же, все эти мифы связаны с сельским хозяйством. Хоть у нас почитателей Бала на Святой Земле и нет, но у палестинцев до сих пор те плантации, которые не поливаются искусственно, называются по-арабски «баали», то есть «от Ваала». Все знают, что овощи, которые поливаются естественно, имеют особый неповторимый вкус в отличие от тех, которые поливают искусственно. Сейчас идет сбор урожая оливок. И так же - особо ценятся те оливки, которые поливаются только дождями. Ошибка этих интеллигентов в отрицании религии. Большинство израильских «Хананеев» были атеистами. Если бы они знали, например, что наш православный календарь соответствует сельскохозяйственному циклу, который идет от времен древних хананеев, может быть и Православными бы стали (раз уж они были против иудаизма). Об этих связях очень интересно пишет палестинский этнограф Али Клейбо. Сам он будучи мусульманином доказывает, что жизнь крестьян Святой Земли (по-арабски «фаллахин») связана с древними обычаями, которые не имеют отношения к исламу. Наш православный календарь со своими праздниками и днями святых соответствует древнему ханаанскому сельскохозяйственному календарю сева, жатвы, сбора урожая и проч. Когда наступили первые дожди в этом году, я понял, что всегда ощущал эту связь с древним миром, что эти реальности действуют и сейчас. Это совсем не означает, что человек должен быть идолопоклонником, что бы понять пользу этих образов. Особенно сейчас, когда человек так оторван от естественной жизни. Наши настоящие идолы теперь совсем другие. Появилась новая религия - технологическая. И действительно, Думузи ушел ), и без него всем плохо. Ну, какие плачи или гимны писали бы современные женщины и мужчины?
Получилось бы что-то вроде:

«О горе мне! О горе нам без него!
Ай-фон упал, упал Ай-фон, уронен был!
Сломался он! Испортился он! Не работает он!
Без него - нет друзей, без него - нет семьи,
Без него - нет работы, без него - нет связи!»

Или:
«Мой плач о компьютере, о моем помощнике и друге!
Заразился вирусом он!...» и проч.

Все это было бы очень смешно, если бы наша жизнь не зависела так от всего, что действительно питает нас не только материально, но и духовно. Когда на архиерейской службе владыка произносит: «Призри с небесе и виждь и посети виноград сей…», мы не получаем тех богатых ассоциаций и того ощущения связи с Богом созданным миром, которые получали наши предки слыша эти слова. Так же благословение хлеба вина и елея, которое бывает в храме, почти потеряло для современного человека смысл.



Благословени пяти хлебов в Крестном монастыре на Крестовоздвижение




Сейчас существуют только продукты. Да, можно их благословить, даже освятить, но все равно это продукты, а не произведения земли. Так же, язычников может быть и не существует в современном мире, но, как считают многие верующие люди, материализм намного страшнее. У язычников хотя бы было благоговение перед чем-то, а у современных материалистов даже этого нет. Думаю, что если бы народы живущие здесь на Востоке поняли бы и осмыслили сколько они потеряли от появления чужих элементах во всех областях их жизни, и попытались бы арабы, евреи, мусульмане и христиане действительно любить эту землю, не навязывая ей чужие идеологии, и, конечно, не отходя от своей религии и не придумывая новых религий, то Восточная империя от реки Тигр до реки Нил, о которой мечтали израильские «Хананеи» была бы возможна. Потому, что не смотря на то что сам пользуюсь современными технологиями, понимаю, что в любой момент все это может исчезнуть и сожалеть об этом я не буду.
Некоторые считают, что антихрист - это такой масон, который объединит все религии. В каком-то смысле это так и есть. Но его синтеза будет искусственной для того что бы контролировать массы. О том же, что существует много общего между людьми разных религий мы, живя здесь, знаем не в теории, и не от навязанных сверху экуменистических встреч, а на практике. Это не означает отхода от откровения или от Церковных догм. Это - реальное понимание того, что верующие люди, исповедующие даже разные религии, являются противовесом антихристу и тому миру, который он хочет создать. Тот мир, который Господь сказал, что мы должны ненавидеть, так же ненавидят и они. Другое дело, что часто используют веру для чуждых ей идеологий и целей. Это, к сожалению есть у всех: и у христиан, и у мусульман, и у иудеев и у прочих. Получается, нас объединяет многое истинное и верное, но так же и общие грехи и ошибки… Углубляясь в наши Православные традиции, и прислушиваясь внимательно к ее глубине и красоте, человек находит целый мир, на который часто не обращают внимания. Часто говорят о том, что Православие должно быть ближе к современному человеку и современному обществу. Но мы тоже должны понять, что очень много хрупкого есть и в нашем мире, и в нашей Церкви. Есть вечный закон Божий, но так же существует условные от человека идущие обычаи, которые сохранились у народов, которые не смотря на последние 150 лет современности придерживаются настоящего живого Православия. Это я наблюдаю здесь среди Палестинцев, у греков, особенно крестьян, у некоторых Украинцев, а я нахожусь в очень похожем состоянии, которое есть у большинства православных Россиян - пришел к Православию осознанно, хотя и рос в другой традиции. Только для многих Россиян это была традиция безбожия и атеизма, а у меня - иудейская традиция, и традиция Святой Земли - звук мусульманских намазов с минаретов и звук колоколов христианских храмов окружает меня с детства. А когда ливень бьет по крышам кажется, что даже слышу древние ханаанские барабаны, стучащие в честь древнего бога бури Адада.



                                   Зима в Иерусалимских горах
Previous post Next post
Up