Тут до меня дошли слухи, что на школу православного миссионера, основанную убиенным о. Даниилом Сысоевым, воздвигнуто настоящее гонение. Гонителем якобы является достойнейший архиерей Русской Церкви епископ Евфимий (дай Бог ему здоровья). В защиту ШМП выступил один из ее преподавателей, Аркадий Малер (личность весьма интересная, кстати). Он пишет, числе прочего:
«….третье заблуждение, искусственно раздуваемое противниками наследия отца Даниила Сысоева и наиболее цинично используемое в борьбе с нашей Школой: "в ШПМ проповедуется антипатриотическое и антигосударственническое учение “уранополитизма”, настраивающее людей против любви к родной стране и лояльности своему государству". В интервью «Царьграду» епископ Евфимий говорит, что очень ценит “в отце Александре (Тимофееве - А.М.) этот искренний патриотический настрой, далёкий от сомнительных идей уранополитизма (псевдоправославного космополитизма)”.
….само понятие “уранополитизма” было впервые произведено отцом Даниилом Сысоевым из древнегреческого термина “уранополит” (ουρανόπολίτης), неоднократно встречающегося у отцов Церкви и по своему содержанию не означающему ничего неожиданного и удивительного для любого сознательного христианина. Понятие уранополитизма означает ни что иное, как безусловную ориентацию христианского сознания на Небесный Град, “Небесное Гражданство”, которое все сознательные православные христиане чают всю свою жизнь и которое некоторые из них, по милости Страшного Суда, обретут и будут пребывать в нем вечно. Наша жизнь на грехопадшей земле - временна, как временны все страны и государства, и вся Земля как таковая, и поэтому все наши земные дела, включая обустройство и защиту своей родной страны, должны быть подчинены непреходящей задаче спасения и обожения, что также означает - обретения “Небесного Гражданства”. При этом, самый последовательный уранополитизм ни в коей мере не означает презрения к своей родной земле, стране, государству и отказ служить их интересам, но только до той степени, пока это не входит в противоречие с неизменной задачей обретения в вечности Царствия Божия - Небесного Града. Как писал свт.Тихон Задонский: “наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны”. Следовательно, уранополитизм это не “православный космополитизм” и не “псевдоправославный космпополитизм”, как говорит епископ Евфимий, а вообще никакой не космополитизм. Потому что космополитизм в точном смысле слова - это идея мирового земного гражданства, а уранополитизм - это идея “Гражданства Небесного”. И путать эти понятия можно только в том случае, если любой отказ возводить земное Отечество в абсолютную ценность, равную Богу или Небесному Отечеству, непременно считать “космополитизмом” и “антипатриотизмом”».
https://vk.com/im?peers=495930177_1111097_3296726&sel=157054368&w=wall360479154_10892%2Ff38d33ebd03ba536e7 Т.е., по утверждению А. Малера, уранополитизм - никакой не космопрлитизм и не антипатриотизм. Что можно сказать по этому поводу? Как я заметил, существуют два основных типа апологетов уранополитизма. Одни из них прямо заявляют, что патриотизм есть идолопоклонство, что он противоречит христианству. К этому типу относится убиенный о. Даниил Сысоев и его наиболее фанатичные, но честные последователи. Или циничные. А есть уранополиты, утверждающие, что в учении о. Даниила нет ничего нового, что оно не против патриотизма, и что оно соответствует евангельскому и святоотеческому учению о небесном гражданстве. Я не знаю. Сознательно ли они лукавят, пытаясь избегнуть церковного осуждения, либо они просто закрывают глаза на явные антипатриотические идеи в учении о. Даниила Сысоева, мне неведомо.
Да, слово «уранополит» (небесный гражданин) --- не ново. Ново лишь антипатриотическое значение, которое вложил в него о. Даниил Сысоев, и вкладывают его последователи.
Я неоднократно приводил цитаты о. Даниила Сысоева (со ссылками на его статьи), в которых он прямо заявлял о том, что патриотизм противоречит христианству. См. , к примеру, мою статью - «
Еще раз об антипатриотическом уранополитизме иерея Даниила Сысоева» .
Так, он заявлял: «Служение Родине, как это понимают патриоты - есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца». ( Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву).
https://pr-daniil.livejournal.com/57596.html )
Причем оговорок, что это не относится ко всем патриотам, а только к наиболее оголтелым из них, сделано не было.
Или: «...не заповеданный Богом патриотизм как служение стране не требуется христианину, вовсе не помогает ему идти к Богу, не учит любви ко всем людям безразлично какого государства они подданные.
Напротив, эта идеология просто мешает человеку исполнять евангельские заповеди, она привязывает к тленной земле и заставляет забыть о небе. Еще раз повторюсь, что чувство, что место где ты родился тебе нравиться для спасения безразлично. Это просто дело вкуса. Но превращать вкусовые пристрастия в добродетель - это значит удалять себя от Бога небесного. Это иудеи ждали Мессию, который даст им царство земное, а потому и отвергли истинного Царя небесного. И Сам Христос запретил служить двум господам (Мф. 6, 24), и повелел сокровища собирать на небесах, чтобы там было наше сердце (Мф. 6,19-21)» ( Иерей Даниил Сысоев. Патриотизм и христианство - внутреннее противоречие.
https://pr-daniil.livejournal.com/52325.html. См. также: «Гражданин неба». Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», Москва, 2011, стр. 71-72.)
И как после этого можно утверждать, что уранополитизм не есть антипатриотизм?
Насчет космотполитизма. Да, уранополитизм означает небесное гражданство. «Небесный гражданизм», если быть буквальным. Потому как слово «уранополит» действительно древнее, а уранополитизм - новое. И на самом деле, хотя идеология уранополитизма не является точной копией космополитической идеологии, все же в своем антипатриотизме они весьма схожи. Разница в том, что космополиты не признают национальных рамок, и на религиозные рамки, как я понимаю, им тоже наплевать. А вот уранополиты, отрицая рамки национальные, в плане веры занимают иную позицию. Вот цитата о. Даниила: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой, - это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие…» ( Сысоев Даниил, священник. Жизнь в памяти смертной //
http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html )
Т.е. уранополитизм здесь уже оказывается схожим не с космополитизмом, а с его противоположностью - национализмом, причем крайним, нездоровым. Только на место национальности ставится христианство.
Еще раз заявляю - уранополитизм есть псевдохристианское лжеучение. В то, что в основанной о. Даниилом Сысоевым школе не проповедуется никакой уранополитизм, я не верю абсолютно. Еще пусть скажут, что книгу о. Даниила Сысоева «Гражданин неба» они не рекомендуют учащимся.