Как я уже сообщал, на «Русской народной линии» опубликовали мою статью - "Был ли Константин Леонтьев патриотом?"
https://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/byl_li_konstantin_leontev_patriotom В статье я написал о том, что философ, которого весьма почитают консерваторы (а они в основном патриоты) в годы русско-турецкой войны стоял на откровенно антипатриотических позициях. Правда, публично это не выражал, а высказал это только в личной переписке.
Тут в ВКонтакте мне пишут:
"Леонтьев много лет был консулом в Турции.
Славянскую освободительную борьбу он трактовал с позиции имперских взглядов. И вот он считал, что получив свободу, славянские страны заразятся национализмом и повернутся против России.
И надо сказать, здесь он был дальновиднее и Ф.М.Д. и оптинских страцев. Та же Болгария в двух мировых войнах выступала против России.
А взамен предлагал сотрудничать с Османской Империей, которая как и Россия наследница Византии..."
Подозреваю, что именно так считают очень многие почитатели Леонтьева, посему хочу высказаться здесь.
Во-первых, Османская империя как наследница Византии - это что-то с чем-то. В плане территорий и завоеванных народов - да. Но это все-таки исламское государство, в котором православные сильно притеснялись.
Во-вторых, Леонтьев вряд ли был дальновиднее ФДМ (Федора Михайловича Достоевского), который, как и прочие славянофилы, был горячим поборником помощи страдающим славянам. Достоевский вовсе не хуже Леонтьева понимал, что в дальнейшем не следует ожидаь большой благодарности от южных славян (и дело, видимо не в них самимх, а в человеческой природе вообще). Писателю принадлежат следующие строки:
"представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью...
...по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед..."
Вот и оптинские старцы вряд ли помышляли о том, будут ли, не будут нам благодарны "братушки", они просто осознавали, что долг православных христиан придти на помощь страдающим братьям.