Jan 21, 2017 17:15
Тут попался в ФБ пост о т.н. "нецерковных певчих". Сказано это было в связи с какой-то мутной историей во время похорон погибших певцов хора им. Александрова, во время которой якобы (или действительно) наши церковники обидели каких-то певцов (включая чуть ли не народных артистов), не позволив им отпевать. История действительно мутная, кто прав, кто виноват, судить не могу. Но вот насчет "нецерковных певчих" все же хочу сказать. Такая проблема действительно существует. Не знаю, как обстоит дело в других городах, но у нас в Камышине есть такая проблема. В "центральном" храме во всяком случае, где есть т.н. "правый клирос". Там действительно поют люди, в большинстве воем не имеющие никакого отношения к Церкви, и это никого не волнует. Главное - музыкальные данные. Имеет слух, голос, владеет музыкальной грамотой - значит, годится. Пение мне лично, и многим другим "фарисеям" вроде меня, прямо скажем, не очень нравится, посему мы, "фарисеи", всегда предпочитали малые храмы, где не так сильно орут хотя бы. Вообще пение концертное, даже если исполнено хорошо, то больше годится для зала консерватории, а не для храма.
Моя супруга некоторое время пела на правом. Так её одна неадекватная певчая прямо клевала за её церковность. Вот пришла жена моя в храм не на клирос, а просто помолиться в храм. Так та: "Вот, пришла она молиться, тоже мне, церковница!". И никто ведь не одернул. Понимаю, что это случай исключительный, но все же... Атмосфера на криросе тоже не ахти. Певчим явно наплевать на службу. Хорошо, хоть прихожане их не видят (клирос - наверху), а то представляю, какой был бы соблазн.
Сам я тоже певчий с 14-летным стажем, пел долгое время с профессиональными музыкантами в малом приходе. Атмосфера, конечно, получше была, меня никто не обижал, во всяком случае. Но единственное - пытался своим коллегам внушить, что к примеру, "Покаяния отверзи ми двери" Веделя - это никуда не годится. Для этого песнопения необходимы монастырские распевы, а лучше всего знаменный. Но регент прямо мне сказала, что я человек без музыкального образования, и потому просто не понимаю в этом (я получил некоторую музыкальную подготовку, но вне стен музыкальных заведений). Вот при чем тут образование? Я знаю людей с образованием, которые предпочитают слушать голимую попсу, и людей без образования и даже музыкального слуха, которые все же любят академическую классику.
И, в конце концов, я ведь не только личное мнение излагаю, я говорю то, что говорили люди куда авторитетнее меня в Церкви - тот же святитель Игнатий Брянчанинов, к примеру, или св. Филарет Московский. Если, конечно, эти имена что-то значат для "академиков".
Речь -то именно о церковном пении идет, а у церковного пения немного другие законы. Как попса неуместна на концерте академической классики, так и академическое пение не годится для церковной службы. Хотя есть вполне годные композиторы, писавшие церковную музыку, типа Кастальского. Но они все же не чистые "академики", у них теснейшая связь именно с церковными распевами.
Подлинно церковное пение наших академиков не интересует. Знаменный распев им кажется скучным, византийского пения вообще не слыхали, наверное. Что такое пение на подобны - тоже не знают в большинстве, да и не хотят знать.
Но я не обвиняю таковых певцов. В конце концов, они честно отрабатывают свой хлеб. То, что по настоящему церковное пение им чуждо - не их вина. Это - вина наших попов, которые в погоне за пышностью сделали ставку на профессиональных музыкантов (без внимания к их вере), ну а те, вполне естественно, принесли свое видение того, как надо петь.
церковное пение