"Этнофилетизм" или греческий папизм?

Aug 23, 2013 19:37

Обличая патриотов, уранополиты обвиняют их в "ереси этнофилетизма". Мне представляется это обвинение совершенно нелепым.

Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή - "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: φυλή) [1] - осужден как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года.

Это понятие появилось в православной грекоязычной среде применительно к движению за церковную независимость Болгарии на основе ее национальной обособленности.

В Соборном деянии этнофилетизм был отвергнут в следующих словах:
«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками» [2]. http://drevo-info.ru/articles/11313.html

И, однако же, независимость Болгарской Церкви была провозглашена... Получается. что болгары - еретики? А может быть, на самом деле за осуждением "ереси этнофилетизма" стояли папистские амбиции греков?

Поддержку болгарам оказывал св. Иннокентий Херсонский:
"В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви, упраздненной в то время Церковью Константинопольской. Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия". http://drevo-info.ru/articles/12076.html

То же мы узнаем о св. Феофане Затворнике: "В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар"http://stjohndc.org/Russian/saints/SaintsR/r_0106_ThRecluse.htm.

Вот что об отделении Болгарской Церкви писал св. Феофан Затворник: ""Восток" не понимает дела церковного болгарского. У него болгары виноваты. А на деле они не виноваты. Они не могли сами отстать от патриархата, - и не отставали, а просили. Но когда они просили, то патриархат должен был их отпустить. Не отпустил? Они и устроили себе увольнение иною дорогою. Мы как отцепились от патриархата-то?! Не стали посылать, и конец. Так и они сделали. Виноват патриархат. Собор же их, осудивший болгар - верх безобразия. Там царил γένος еллинский. Отдуйте пожалуйста за волосы сей "Восток". 1134. К истории печатных трудов Святителя. Отзыв о статье "Востока" по болгарскому вопросу. Еще о проделках Пашкова. Феофан Затворник. Письма. Часть 4 http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fagios.org.ua%2Fwiki%2Findex.php%2F%25D0%25A4%25D0%25B5%25D0%25BE%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BD_%25D0%2597%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA._%25D0%259F%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25BC%25D0%25B0._%25D0%25A7%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C_4

А вот образчик сербского "этнофилетизма": "св. Николай Сербский «НАЦИОНАЛИЗМ СВЯТОГО САВВЫ».

«Воистину душа серба на протяжении всех минувших семи столетий дышит этими основными началами святосаввского национализма. И сегодня сербу претит сама мысль о том, что его Церковью может управлять чужестранец, что священники - иностранцы, что служба Божия может совершаться на чуждом языке. Для него было бы немыслимо и даже комично предложение иметь иноземного короля. Ему отвратительно имперское завоевание чужой земли, чужого Отечества настолько, насколько дорога сердцу своя народная держава и свободное Отечество. «Свое храни, чужого не трогай» - это простая сербская пословица стала священной для каждого серба» http://www.christian-spirit.ru/v92/92.(6).htm. Св. Савва создал автокефальную Сербскую Церковь, независимую от все тех же греков.

ут вот мне еще один образчик "этнофилетизма" попался

А. Геровский

БОРЬБА ЗА АВТОНОМИЮ И РУССКОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КАРПАТСКОЙ РУСИ

Чешская политика в отношении Православной Церкви в Карпатской Руси

Ниже приведен интересный документ, составленный в 1930-м году полномочными делегатами Карпаторусской Православной Церкви для Синода Сербской Православной Церкви, заседавшего тогда в Белграде. Документ этот был напечатан в нескольких тысячах экземпляров, но чешское правительство конфисковало его и не допустило его распространения в Карпатской Руси.
После нескольких неудачных попыток изъять карпаторусскую православную Церковь из под юрисдикции Сербской Православной Церкви, чешское правительство вновь попробовало это сделать в 1930-м году путем опубликовании в сборнике законов и правительственных распоряжений нового устава для Карпаторусской Православной Церкви, составленного в Праге без ведома не только карпаторусской Церкви, но и без ведома сербской Церкви. Этот документ был опубликован в Праге на чешском и на немецком языках!

Политика чешского правительства в отношении православной Церкви в Карпатской Руси во всех отношениях совпадала с политикой польского правительства по отношению к русской православной Церкви в Польше, целью которой была уния и украинизация. За всей этой политикой стоял один и тот же ваш вековечный враг: папский Рим!

- Между православной церковью в Карпатской Руси и чешским правительством уже несколько лет ведется упорная борьба, о которой в русских газетах .мало когда пишут. А между тем эта борьба имеет большое значение не только для православных, но и для всей Карпатской Руси и вообще для русского дела, ибо эта борьба имеет кроме религиозной также и политическую, национальную подкладку.

Православные стараются отстоять автономные права своей церкви и ее русский характер, в то время как чешское правительство пытается захватить православную церковь в свои руки, превратив ее в орудие для чехизации и украинизации Карпатской Руси.

По этой причине борьба православной церкви в Карпатской Руси за свои права представляет для всех русских, не только для карпатороссов чрезвычайный интерес, ибо от исхода этой борьбы зависит в значительной степени судьба нашего края, его автономии и его русскости.

Православные составляют в Карпатской Руси значительную часть русского населения края. Поэтому, если православная церковь превратится в орудие чешской политики, то этим увеличится опасность, угрожающая Карпатской Руси со стороны чехов, и борьба за ее автономию встретит новые препятствия. Если же православной церкви удастся отстоять свою независимость от чешского правительства и свою русскость, то наша церковь сделается одним из столпов автономии и русскости Карпатской Руси, этой самой западной окраины Русской Земли.

Вот почему мы должны обращать самое серьезное внимание на борьбу, которую ведет карпаторусская православная церковь за свою свободу против посягательств чешского правительства...

...Обращение было подписано следующими лицами: архимандритом Алексиев Кабалюком, священником Димитрием Беляковым, мирянами: Василием Гайдовым и д-ром А. Геровским, председателем Центрального Комитета и юрисконсультом по делам карпаторусской церкви.

Но это обращение к народу, напечатанное в трех тысячах экземпляров в Белграде, было конфисковано чешскими властями". http://www.ukrstor.com/ukrstor/gerowskij_avtonomia.htm

архимандрит Алексий Кабалюк, один из подписантов - Преподобный Алексий Карпаторусский

В другом месте читаю об этом святом: "Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов. Естественно, возрождение Православия вызвало недовольство его противников и ими был инспирирован раскол. Его организатором выступил Константинопольский патриархат, который после внутрицерковного переворота, организованного откровенно антихристианскими политическими силами в начале 1920-х годов, стали называть не иначе как "троянским конем православного мира". Иерархи, пришедшие к власти в этом патриархате в результате этого переворота - Мелетий (Метаксакис) и его последователи, сторонники реформации и экуменизма, прославившиеся поддержкой советских "обновленцев" и жестокими гонениями на Валаамских монахов, не признававших катастрофических для Церкви нововведений, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца). Все это делается при поддержке чехословацкого правительства. И вновь отец Алексий Кабалюк на страже церковных канонов. Карпаторусскую Церковь удалось отстоять от претензий Константинополя, однако окончательно эта проблема была решена только в 1946 году, когда отец Кабалюк возглавил движение за присоединение обеих юрисдикций к Русской Православной Церкви, которое увенчалось успехом и разделение было преодолено именно таким способом. http://akafist.narod.ru/A/Alexiy_Karpatorus.htm

Ага, оказывается, за всем этим стояли давний борец с "ересью этнофилетизма" - Константинополь.

интересное

Previous post Next post
Up