Продолжаю "демоническую" тематику.
§3. Стилистические особенности.
Стилистика картин Михаила Врубеля - узнаваема и уникальна. Его живописная система построена на литературной основе. При этом, как и любое искусство, она не замкнута. В ней формы взаимно влияют друг на друга, плавно перетекая и трансформируясь. «Бесконечность, бесформенность состоит из бесчисленного количества оформленных, а следовательно, конечных тел.» [9 стр. 25]
Образный ряд картин сложен и многогранен. При практически отсутствующей повествовательности, всегда остается простор для восприятия, подтекст. Основная черта картин Врубеля - недоговоренность. Художник приоткрывает завесу над ключевыми моментами, оставляя трактовки и восприятия на откуп зрителя. При этом на передний план выводятся не только характерные черты, но в большей степени то, что обычно оставляется в стороне, не рассматривается, не обсуждается. Как и большинство художников на стыке XIX-XX веков, Врубель делает акцент на метафизической составляющей, индивидуальной таинственной особенности каждого изображенного им образа. Его искусство - характерный пример влюбленности в странное, охватившей художественный мир на стыке веков. Целостность достигается путем объединения противоположных, чаще всего - противоборствующих начал [5].
В наши дни принято рассматривать живопись Врубеля в контексте крупных стилистических течений. Художника также называют основоположником русского модерна. Однако гораздо больше в его художественной системе от символизма и импрессионизма. Широкий штрих, насыщенность цвета и неоднозначность форм свидетельствуют о том влиянии, которое оказала французская школа на творчество Врубеля. В его полотнах заметна тяга к монументальному стилю. Без объема, внутреннего пространства, художник не передает форму. В этом его стилистика близка даже не к Византии, но к средневековью, что, вероятно, является результатом глубокого изучения иконографии, проведенного художником перед росписью Кирилловской церкви в Киеве и во время работы в Венеции [17, стр. 131-132].
Для всего живописного искусства стыка XIX-XX веков характерны фактурность и излишний декоративизм, который роднит живопись с театральными декорациями, мозаичными панно и парадными витражами. Вычурность в оформлении образа - своего рода реверанс в сторону общественности, при этом с уходом от повествовательности. Основную «повествовательную» функцию взяли на себя художники-передвижники, в то время как символисты создают образно сложные, многоуровневые полотна.
Врубель черпает свое вдохновение из окружающей природы. Еще в гимназические годы замечают за ним склонность к восхищению красивой натурой [1]. Поэтому в его полотнах можно увидеть все те тонкие нюансы цвета, которые характерны для живой природы. Переводя еще не до конца оформленные идеи в живописное произведение, Врубель прибегает к методу сложной цепи ассоциаций, главными аналогами которых выступают простые и понятные природные компоненты: блики воды в озерах и водопадах, фрагменты битого стекла, отблески разноцветных камушков на солнце, зелень деревьев и красочность разнотравья [6 стр.21]. При этом художника абсолютно не смущает смешение стилей, способов и средств. Врубель уверен в том, что не соответствующие друг другу формы и выражения не противостоят друг другу, но дополняют, и только благодаря такому единению противоборствующих сторон возможно создание единой, цельной формы [5, стр. 222] .
Во время пребывания в Киеве Михаил Врубель увлекся восточными коврами, их яркой стилистикой и узорами [илл. 2,3]. Это во многом перекликается с его знаниями о мозаиках, которые он получил в классе Чистякова, и о византийском искусстве, которое он изучал в процессе подготовке к реставрации фресок Кирилловской церкви. Это увлечение позднее выразилось в декоративном принципе композиционного мышления художника [5 стр. 348]. Все его образы предстают перед зрителем в одном и том же ключе. Композиция картин Врубеля строится по принципу «снизу вверх», от переднего плана - в глубину. Поэтому перед глазами всегда оказывается центральный, ключевой образ. Однако если обратить внимание на образ целиком, становится очевидно, что фон - немаловажная деталь, несущая в себе дополнительные смысловые оттенки, порой более важные, чем то, что бросается в глаза.
Еще одна характерная особенность полотен Врубеля заключается в «эффекте незаконченности». По свидетельству современников, художник отличался нетерпением, мог начать рисовать картину поверх уже написанной [17]. Также известно, что Врубель никогда не работал над картиной целиком. Начиная разрабатывать один кусок, он не переходил к следующему, пока не заканчивал. В результате картина могла считаться завершенной, когда художник видел достаточное на его взгляд отражение той идеи, которая была положена в основу. На многих полотнах отсутствует фон, а на многих набросках, в том числе киевского периода, отсутствуют лица или части центрального образа, но тщательно проработаны мелкие детали. Если «художник, создавая свое произведение, отражает известную сторону жизни, которой он дает свое толкование» [2 стр.3-4], то по незавершенным фрагментам полотен Врубеля можно установить, что именно больше всего волновало художника в определенный период времени, чему он придавал первостепенное значение.
Итого - 5 249 знаков с пробелами.
В качестве иллюстраций использованы следующие картины:
1. "Девочка на фоне персидского ковра"
2. "Гадалка".
А между тем я подобралась к самой интересной части курсовой работы! Сейчас мне предстоит наконец писать о встрече художника с живым воплощением его будущего демона. Трепещу и разминаю пальцы. Я очень давно этого ждала!))))