Тетрадь смерти

Jun 27, 2010 01:48

Досмотрев Death Note, решила запостить свои впечатления. Прочитала на анимирке несколько мнений, там все пишут: ай, какой умный Лайт, или: всё слишком запутанно, или ищут логические ошибки, или сравнивают аниме, мангу и фильм. Но пока я не встретила ни одного поста, затрагивающего суть анимы, её человеческие проблемы. (Вот насчёт Elfen Lieda до сих пор спорят человеконенавистники и клонофобы).  
Для меня в «Тетради» больше всего бросилось в глаза отсутствие какой бы то ни было этической составляющей. Никто из главных героев не задумывается, что он делает (в этическом плане). Лайт вообще настоящий моральный урод, он не задумываясь убивает людей пачками и кошмары ему не снятся. Да, возможно, позже он сошёл с ума на почве постоянного преследования и т. д. Но он не чувствует никакой ответственности за смерть людей, в том числе невиновных, в том числе тех, с которыми он только что общался!!! Он и свою сестру хотел убить, и отца вроде он убил.
Откуда же взялся в благополучной среде такой *»№;%?:
На самом деле Лайт верит, что творит добро. Только у него какое-то искажённое представление. Он действительно хочет изменить мир к лучшему «ради общего блага» (знакомое выражение, не так ли?) Уже довольно известная тема: нельзя сделать хорошо, совершая плохие поступки, нельзя жертвовать людьми ради других людей. Но Лайт ещё слишком молод, он этого не понимает. В 17 лет все мечтают изменить мир, а тут реальная возможность! И Лайт решает принести себя в жертву: «только я и смогу» - говорит он. И ему действительно плохо - он не спит по ночам и теряет вес, но упорно трудится «ради общего блага». Но человеческая природа эгоистична, только-только почувствовав власть, Лайт хочет построить новый мир уже не для людей, а для себя. И здесь начинается его путь вниз. Постепенно Лайт забывает о своей высокой цели, подгоняемый страхом и жаждой власти, он начинает убивать людей, которые просто мешают ему. Это очень страшно - видеть, как мальчик, который в сущности хотел всем добра, превращается в психа-маньяка, которому плевать на всех, кроме себя.
В современном мире слишком много насилия, и дети пропитываются им насквозь. Они привыкают к убийствам, это нормально, жизнь ничего не стоит, людей миллионы, а я один Наполеон - как у Раскольникова. Только он не смог с этим жить, потому что он хотел добра себе, а Лайт убивал «ради общего блага», и это помогло ему оправдаться перед самим собой. А потом он уже сам не осознавал, как меняются его цели, и как он начинает использовать тетрадь только в своих интересах.
Все чувства атрофируются в Лайте - любить он уже не способен, дружить он тоже не может - он только использует людей, потому что считает, что не нуждается в них, хотя в последний момент понимает, что очень даже нуждается - в последней серии он кричит: Миками, на помощь; Миса, ты нужна мне; зовёт даже мёртвую Такаду.
Очень страшно видеть, в кого превратился Лайт в последней серии. Неужели каждый человек станет таким, если ему уже нечего терять? Лишится всего человеческого? Я всё же думаю, что это зависит от человека.
Лайт уже поверил, что он победил, что он Бог, и тут такой удар по хребтине. Тогда он окончательно свихнулся и показал своё уродство всем, вскрылась сердцевина яблока, вся изъеденная червями. Такое яблоко Рюуку больше не нужно. Да, забавно ему, должно быть, было наблюдать, что творилось с Лайтом и с другими людьми из-за этой тетради.
Возможно провести параллель между тетрадью и Толкиновским Кольцом всевластья. Она так же уродует душу, но не трогает тело. Вообще, как известно, власть страшна для человека, и эта тема много где отражалась.
Хорошо сделали в последней серии, показав два образа Лайта: до того, как он нашёл тетрадь, и уже перед смертью.
Насчёт Мисы я не могу много сказать, так как много пропустила про неё материала, но у меня как-то не создалось её целостного образа: она убивает людей играючи, но своей цели у неё нет: она вся подчинилась Кире/Лайту. Возможно, любовь к Лайту поглотила в ней все остальные чувства, и обычное женское сострадание, и доброту. Она не задумываясь убивает Л., с которым успела подружиться, и других людей, только бы угодить Лайту. Есть, конечно, выражение: любовь слепа, но надо же и самой думать немного, и осознавать свою ответственность за поступки. Да, вот оно: Миса не чувствует своей ответственности вообще, она - только инструмент в руках Киры - вот её оправдание, и ей его достаточно, ведь Лайт не может быть неправ!!! В общем, она дура в самом бабском смысле. Ещё и глаза Бога смерти дважды купила, ну не дура ли???
Кстати, очень интересно, что, потеряв память, Лайт думает, что он не способен на убийство, что он отказался бы от тетради, попади она к нему. Возможно, это намёк на то, что все мы - потенциальные Киры, и, попади нам в руки власть, потеряем в себе человека. В общем-то, это верно: это доказывают реальные примеры политиков, олигархов, правителей и т.д.
Просто кто-то может отказаться от власти, предпочитая ей другое, а кто-то нет. Но если на тебя попадёт эта ржавчина, то она тебя разъест. Вероятно, есть исключения, не знаю. Лично я этого не испытывала и не знаю, как бы это подействовало, но всем хочется верить в лучшее в себе. Не знаю. Вообще-то во мне есть некоторое стремление к власти, может быть, подсознательное???
Вообще власть, чтобы не приобрела характер стихийного бедствия, должна быть кем-то ограничена, т.е. должно быть средство для контроля, чтобы человек остерегался немного и голову не терял. А в случае с тетрадью, как и толкиновским кольцом, нет этого ограничивающего фактора с самого начала. А когда он имеет тенденцию к появлению, человек звереет и начинает его пытаться устранить любым путём.
Власть, сначала рассматриваемая как средство, потом превращается в самоцель и человек уже живёт для неё (моя прелесть) ^_^
Нет, всё-таки лучше Толкина никто об этом не расскажет ^___^
Об Л. трудно сказать что-то определённое, вообще какой-то незаконченный персонаж, Рем - неправдоподобна, на мой взгляд. Её поступки - совсем не в духе Бога смерти. Она слишком «человечна».
Кстати, возможно, Рем сделана такой специально - для контраста с Лайтом.
Рюук - вот прекрасный образ Бога Смерти. Он такой наблюдатель, типа: меня это не касается, но всё равно интересно. Следит за ними, как за крысами в клетке. Каваааай!
И через Рюука показывается и ничтожность человеческих попыток обрести власть, потому что все мы рано или поздно подохнем. Такая философская нотка, типа остановись и подумай, зачем ты это делаешь.
Он же сразу Лайту сказал: я тебя всё равно убью, когда придёт время. Но естественно, что этого он не услышал ^_^.
Ну, продолжать философские рассуждения не имеет смысла, т.к. это можно бесконечно делать: о тщете всего сущего, и существования, и развития, и жизни и т.д.
Ягами Соитиро - типичный положительный персонаж, такая «точка отсчёта», по которой запутавшийся зритель понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Вот у кого система ценностей самая устоявшаяся! Просто хороший человек.
Мацуда - тоже типичный персонаж, обычный человек на фоне супергероев, «маленький человек», через которого зритель может представить самого себя в контексте произведения.
Айдзава - тоже сугубо положительный персонаж, но с несколько большей долей человеческих слабостей, чем Соитиро.
Ниа и Мелло - это уже перебор. Получается такая фабрика по производству маленьких Л-ов. И меня раздражали эти игрушки дурацкие. Образ Л был оригинален, и то, как он со жратвой обращался, тоже. А это - простое копирование, будто автор ничего лучше придумать не смог. Вообще часть после смерти Соитиро и до последней серии как-то подкачала.
Так, кого ещё забыла? Миками - просто фанатик. Такада мне неинтересна как персонаж, ну вроде и всех коснулась.
Надо теперь на кинофорум залезть, там-то наверняка есть что почитать.

аниме

Previous post Next post
Up