Вот даже не представлял себе его существование
до того, как увидел в Gundam Unicorn ))
Немного выяснил, заинтересовавшись.В средневековой Европе шпалеры использовались не только для украшения замков и храмов, но и для сохранения в них тепла. Шпалеры прикрывали холодные шершавые каменные стены. Обычно на них изображались нравственные, исторические и библейские сцены. Стоимость исходных материалов и сложность художественного замысла ковров свидетельствовали об уровне доходов заказчика. Изображение на готических шпалерах обычно плоскостное, угловатое, сдержанное по цветовой гамме.
«Дама с единорогом»
Предположительно, этот цикл шпалер был изготовлен в одной из мастерских Брюсселя, - город являлся центром шпалерного ткачества к началу XVI века. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен, по разным версиям, им мог быть или парижский художник Жан Перреаль \около 1455 - около 1528\, или так называемый Мастер Анны Бретонской.
Название «Дама с единорогом» условно и возникло в XIX веке, хранились шпалеры в замке города Буссак - центральная область Франции, департамент Creuse \Крёз\.
Французский писатель П. Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, был тем, кто начал переговоры о приобретении шпалер государством. После долгих проволочек в 1882 г. сделка была заключена, и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Национальный музей Средневековья в Париже, известном больше как Thermes de Cluny \Музей Клюни\.
Зал № 13 в форме ротонды был специально сооружен для демонстрации этого самого знаменитого экспоната - серии ковров «Дама с единорогом» \конец XV века, юг Нидерландов\ и торжественно открыт в 1883 г. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны.
«По моему единственному желанию»«Дама с единорогом» представлеют собой, по мнению специалистов, замечательный образец стиля «мильфлер» \«тысячи цветов»\, в котором фон понимается как декоративная плоскость, плотно заполненная изображениями цветов и зверушек.
«Зрение»Главными героями из числа представителей животного мира на шпалерах лев и единорог. В искусстве Средних веков и Ренессанса единорога было принято изображать как белое животное, напоминающее коня с винтообразным рогом во лбу. По утверждению средневековых источников, заслуживающих всяческого доверия, единорог отличался неукротимым нравом. Животное яростно боролось при малейшей попытке поймать его, но девственница могла приручить единорога одним прикосновением руки. Поэтому единорог символизировал целомудрие и чистоту. В христианском искусстве он иногда выступает в качестве атрибута Девы Марии.
Что касается льва, то этому зверю приписывались многие значения. Согласно бестиариям \средневековым сборникам статей о реальных и фантастических животных\ детеныши льва рождались мертвыми, и только через три дня отец возвращал их к жизни своим дыханием. Поэтому в Средние века лев символизировал Воскресение. Сочетание льва с единорогом, таким образом, может трактоваться как символ спасения, дарованного праведницам.
«Вкус»«Дама с единорогом» упоминается в нескольких литературных произведениях, с её созданием связывают не одну легенду, а трактовки изображённых сюжетов - сплошные догадки и предположения.
Сначала присутствующие в цикле изображения полумесяцев породили легенду о влюбленном турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и находился недалеко от замка Chateau de Brissac.
В дальнейшем эта версия была отвергнута, - исследователи пришли к выводу, что цикл был заказан президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом, умершим в 1500 году. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Вист \на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Вист - три серебряных полумесяца на синей перевязи\, а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом.
!! Нда, тут мне вспомнился персонаж Cardeas Vist из Gundam Unicorn ))
По мнению французской исследовательницы Мари-Элизабет Брюэль, аллегорическое значение цикла следует искать в «Романе о Розе» Гильома де Лорриса. Персонажи первой его части, олицетворяющие различные свойства Любви, определяют собой смысл каждой из шпалер: Праздность - «Зрения», Богатство - «Осязания», Искренность - «Вкуса», Радость - «Слуха», Красота - «Обоняния», Щедрость - «По моему единственному желанию».
«Слух»«Обоняние»«Осязание»По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств.
Первые пять шпалер серии посвящены аллегориям чувств - «Зрение» \Дама с единорогом, смотрящим в зеркало\, «Слух» \Дама слушает музыку\, «Вкус» \Дама пробует сладости\, «Обоняние» \Дама вдыхает аромат цветов\ и «Осязание» \Дама касается рога единорога\. Последняя шпалера называется «Моему единственному желанию». На нем изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу - её «единственному желанию».