Оригинал взят у
podakuni в
От эволюции к революции Мне регулярно пишут с просьбами помочь в выборе фототехники, проконсультировать по объективам и камерам, дать совет перед покупкой. Не то, чтобы мне было сложно на все эти письма отвечать, но мне нравится систематизировать и обобщать опыт, поэтому я решил написать статью, уже стотыщщпервую, наверное. Вдруг кому-нибудь она поможет или я смогу просто давать ссылку на неё всем тем начинающим фотолюбителям, которые пишут мне письма.
В качестве заголовка я выбрал слоган FUJIFILM "От эволюции к революции", он не смотря на свою "маркетологическую" сущность, наиболее правильно отражает состояние дел, на мой взгляд. Да, действительно мы сейчас находимся в стадии революции, хотя в это и сложно поверить. Ведь большое часто видится только на расстоянии. Впрочем, давайте обо всём по порядку.
Что было раньше?
Как обычно, начать нужно издалека, с предыстории, полагаю. Очевидно, что фототехника развивалась точно так же, как и другая аппаратура: времена длинных эволюционных периодов сменялись короткими, но интенсивными качественными изменениями - революциями. Итак, что было в развитии фотографической техники до недавнего времени?
Думаю, что нет смысла сейчас погружаться глубоко в историю. Предлагаю взять отрезок с начала последней революции - внедрения цифровых сенсоров в любительскую фотоаппаратуру. Плёнку заменили на матрицу и сразу после этого начался длительный этап эволюции, который шёл прямо до недавнего момента. По сути, в этом периоде конструкция камер на протяжении долгого времени оставалась неизменной, совершенствовались только отдельные характеристики. Грубо говоря: всё то же зеркало, та же пентапризма, даже те же объективы, хотя и немного адаптированные к цифровым особенностям. Росло лишь количество мегапикселей и улучшалась производительность системы. На последнем этапе, пожалуй, конструкторы ещё уделили дополнительное внимание шумам на высоких ISO и динамическому диапазону. Я несколько утрирую, но в общем действительно принципиально ничего не менялось.
Одна из первых доступных цифровых зеркальных камер Canon EOS 10D
Однако, я не зря упоминал о цикличности и сейчас долгий эволюционный этап подошёл к концу и мы находимся прямо в эпицентре революции. Да-да, именно революции. Я говорю о том, что у нас а глазах зеркальные камеры уступают место беззеркалкам. Что же тут революционного, спросите вы? Сейчас попробую объяснить.
Что же поменялось?
По последним отчётам продажи зеркальных камер медленно, но верно падают, беззеркалки так же медленно, но верно растут. В Японии, например, беззеркалки уже давно успешно вытеснили с рынка зеркальные камеры. Однако, не смотря на то, что сам термин "зеркалка" уже давно стал народным синонимом "профессиональная камера", на самом деле, сам факт замены зеркальной системы на беззеркальную ничего особенно революционного в техническом плане не несёт. Цифровые мыльницы компакты и раньше формально были сплошь беззеркалками, про смартфоны и говорить нечего. Так что же произошло?
Olympus PEN в руках у девушек
Главное - поменялось позиционирование этих систем у самих производителей и, как следствие, изменилось отношение к ним у потребителей. Да, тут именно такая последовательность: сначала внесли поправки производители, потом на это откликнулся рынок, не наоборот. Не так давно беззеркалки как правило оснащались крохотными матрицами и несменными зум-объективами, теперь в дело пошли большие сенсоры и весь диапазон оптики, от новейшей, специально разработанной под новые фотокамеры, до старой, включая легендарные объективы, давно нежно и трепетно любимые продвинутыми фотографами. Это позволило беззеркалкам получать по качеству такие же снимки, как и у зеркальных камер. А то и даже получше. И если раньше беззеркальные системы были где-то на вторых-третьих ролях, то сейчас они выходят на первый план.
Итак, по качеству изображения беззеркалки сравнялись с зеркальными системами. Но при этом они значительно выигрывают у них в других характеристиках: они заметно компактнее, легче и позволяют реализовать множество интересных технических решений, недоступных ранее зеркальным камерам. Речь тут даже не о съёмке видео, которое худо-бедно, но к зеркалам прикрутили через костыль LiveView (что, кстати, само по себе довольно забавно выглядит: нажатие на эту кнопку превращает на время большую зеркальную камеру в громоздкую беззеркальную). Тут скорее речь про возможность сразу видеть картинку такой, как она получится, с учётом обработки и всех поправок/коррекций; про поворотные экраны, которые позволяют снимать с рук и под углом; про возможность использовать новые электронные видоискатели и трансляцию изображения из них прямо на смартфоны/планшеты и так далее. Всё это доступно, напомню, в более компактном и лёгком корпусе.
Но и это ещё не всё, кстати. Потому что главное, что произошло с полноценным внедрением беззеркалок - это, на мой взгляд, возможность окончательного ухода от традиционного форм-фактора, навязанного 35-мм плёночным кадром. То есть, если говорить проще, главное достижение беззеркальных систем - это возможность наконец-то уйти от плёнки: фотоаппараты теперь можно делать любых размеров! Конечно, это и раньше можно было делать. В плёночные времена тоже искали какие-то решения в этом направлении. Но тогда все попытки увести любительскую технику от 35-мм стандарта были сильно ограничены самыми разными факторами. В том смысле, например, что вывести на рынок нестандартную плёнку было очень дорого, а качество всяких компромиссных решений оставляло желать лучшего. Современные зеркалки переняли эстафету 35-мм техники и поэтому их форм-фактор оставался практически неизменным. Беззеркалки теперь лишены жёсткой привязки к старым стандартам и поэтому тут открывается широкий простор для возможностей.
Разумеется, этой бочке мёда были и свои ложки дёгтя, даже не одна. Например, до недавнего времени беззеркальные системы "славились" низкой скоростью работы автофокуса, хотя и порой выигрывали у зеркалок в точности. Да и общая производительность беззеркальных камер тоже не радовала пользователей, это тормозило развитие сегмента. Но, как это ни банально, прогресс не стоит на месте и сейчас появляются гибридные системы автофокуса (фазовые датчики интегрируются непосредственно в матрицу), совмещающие в себе точность контрастного наведения и скорость фазового. Новые процессоры не только поднимают скорость работы фотоаппаратов в целом, но и улучшают характеристики контрастного автофокуса - он становится всё быстрее, задержки и лаги при фотографировании становятся всё менее заметными. А развитие экранов и электронных видоискателей приводит к тому, что контролировать процесс съёмки становится всё удобнее.
А что в результате?
Да, собственно, что всё вышеперечисленное нам даёт? И как это связано с выбором фототехники? Давайте попробую рассказать тут свою точку зрения. Итак, что же всё это даёт нам, потребителям?
- Ну, во-первых - мы видим новый виток развития кропнутых камер. Теперь они есть любые, на выбор. Вот далеко не полный список: c 1” сенсором (Nikon 1, Samsung NX mini), с кроп-фактором 2 (Olympus, Panasonic), с кроп-фактором около 1.5 (FUJIFILM, Sony, Samsung, Leica и даже Canon):
Samsung NX mini
Olympus E-M10
Sony a6000
FUJIFILM X-T1
Каждый производитель может теперь сделать ставку на компактность или на качество. Или попробовать получить высокое качество при компактных размерах. В общем, беззеркальность тут явно пошла на пользу, чего уж говорить. Хотя, конечно, можно отметить, что практически со всеми этими кроп-факторами камеры выпускались и раньше, это будет правдой. Но такое разнообразие моделей мы видим только сейчас. Не говоря уже о качественном изменении самой фототехники.
- Во-вторых, беззеркальный фуллфрейм тоже постепенно набирает обороты. И если раньше в этом классе была только баснословно дорогая Leica:
Leica M9
...то теперь сюда добавляется Sony, уверенно подминающая под себя эту нишу:
Sony A7
Причём, особенно это интересно для тех, кто снимает видео и кто планирует использовать объективы сторонних производителей. Часто это одни и те же люди, ибо для видео нет острой необходимости в автофокусности объектива и наличия у него электронного управления диафрагмой, да и фиксы тут в приоритете. Мало того, бурное развитие переходников делает возможным превращение беззеркальной камеры вообще в универсальный цифровой задник, работающий с любыми линзами на выбор. Мечты фотографов постепенно сбываются.
- В-третьих, в Сети уже давно и упорно циркулируют слухи о появлении среднеформатных беззеркальных камер:
Концепт беззеркального среднеформатного фотоаппарата на базе системы Phase One
В принципе, вполне очевидно, что рано или поздно это всё-таки случится и пользователи получат новые флагманы, которые с лёгкостью потеснят топовые зеркалки. Если не в реальной работе, так в умах пользователей - совершенно точно. Конечно, скорее всего, в самом начале это будут очень дорогие и, возможно, бестолковые решения, но лиха беда начало, как говорится!
То есть, небольшая и малозаметная на первый взгляд революция, отменившая зеркало, довольно сильно всколыхнула устоявшийся мир фототехники.
А какие практические советы?
Что можно извлечь в практической плоскости? Наверное, это самый интересный момент, который волнует читателей больше всего, полагаю. Выводы. Что ж, давайте посмотрим. они такие, на мой взгляд.
- Во-первых, конечно, самый главный вывод лично для меня такой: совершенно нет никакого смысла покупать зеркальный фотоаппарат, если вы не собираетесь заниматься съёмкой репортажей или спортивных мероприятий. То есть, практически все технические запросы по фотографированию во всех любительских жанрах отлично перекрываются возможностями современных беззеркальных камер.
- Во-вторых, стали отчётливо вырисовываться отдельные сегменты и в них свои сильные игроки. Раньше были Canon/Nikon и по большому счёту всё равно было что брать, обе системы практически равноценны. Сейчас все камеры распределились по нишам, появился довольно чёткий алгоритм выбора. Например:
- если вам нужна простая система, компактная по размеру, но с большими возможностями расширения, с которой легко постить фото в Сеть, и при этом вы не требуете от неё какого-то безумного качества, то тут однозначно можно говорить про Samsung NX mini или о последних моделях системы Nikon 1:
Samsung NX mini
- если вы хотите высокую скорость при малых размерах и относительно невысокой цене и вам хочется получать более качественные изображения чем в первом случае, то рекомендовать можно компактные камеры системы micro4/3, которые выпускают Olympus и Panasonic:
Panasonic GM1
- если вы хотите чтобы камера заменила вам любительскую зеркалку, но при этом была бы заметно легче и меньше, то выбор будет смещён в сторону старших моделей линейки micro4/3 от Olympus/Panasonic или беззеркальных камер Sony NEX и Samsung NX:
Olympus E-M5
- если вы устали от больших, тяжёлых и дорогих профессиональных зеркалок, но вам непременно нужно качество изображения ничуть не хуже, то однозначно надо брать фототехнику X-серии FUJIFILM:
FUJIFILM X-T1
- если вам по каким-то причинам обязательно нужен полный кадр, и вы готовы мириться с высокой стоимостью системы, отсутствием компактности и вам нравится работать преимущественно с мануальными объективами, то тут пока выбор из сверхдорогой Leica и просто дорогой Sony A7:
Leica M
Как видите, всё довольно структурировано, всё как любят начинающие. Конечно, тут есть множество всяких оговорок и исключений. Есть нишевые камеры, такие как, например, Sony RX1 или FUJIFILM X100T, про которых нужно вести отдельный разговор. Но в общем и целом - ситуация с выбором примерно такая.
А вы что для себя выбрали?
Это очень часто задаваемый ответ, иногда в вариации "А вы на что снимаете?" Полагаю, постоянные читатели моего блога уже все знают ответ. Но я всё равно озвучу его, рискуя в очередной раз получить обвинения в джинсе.
Собственно, снимать можно на что угодно. Те, кто меня знают лично, не дадут соврать: я постоянно фотографирую самыми разными камерами и объективам. И я никогда не ругаю ту или иную систему. Могу рассказать о недостатках, но это будет честно, настолько, насколько я сам это ощущаю, мне не нужно ничего придумывать.
При этом, лично у меня сложилось собственное мнение, какая система наиболее оптимальная лично для меня. Ещё раз повторюсь - это для меня и для моих целей и задач. Итак, лично я фотографирую на Х-систему от FUJIFILM. Профессионально тоже. У меня нет зеркальных камер. И много раз говорил уже почему это для меня очевидный выбор, но можно повторить ещё разок.
FUJIFILM X-T1
- Во-первых, Х-серия даёт качество изображения сопоставимое с качеством намного более дорогих и громоздких профессиональных зеркальных фотоаппаратов.
- Во-вторых, в Х-серии есть большое количество отменных родных объективов, по большей части прекрасных фиксов. Да, много хороших и очень компактных линз есть в системе micro4/3, но даже с ними, на мой взгляд, камеры этой системы всё же проигрывают по детализации и микроконтрасту фотоаппаратам от FUJIFILM. Можно разводить холивар, это моё мнение. Размер матрицы всё же влияет, против физики не попрёшь...
- В-третьих, через переходники я могу установить на свою X-камеру практически любые объективы и при этом, не смотря на кроп, я буду получать довольно аутентичную картинку, а не так, как в случае с micro4/3 или, тем более, с Nikon 1/Samsung NX mini. Конечно, использовать стороннюю оптику всё же лучше на Sony A7, но у этой системы очень мало родных автофокусных объективов, а те, что есть - нереально дорогие и громоздкие, полный кадр тут даёт о себе знать. Получается, что А7 - только для сторонних объективов, а это не всегда удобно.
Ну, то есть, если резюмировать, то для себя я выбрал Х-серию по пересечению характеристик качества системы, её веса/размера/цены, доступности компонентов и возможности расширения. Есть системы компактнее и быстрее, но они дают картинку хуже. Есть системы с таким же размером матрицы, но они проигрывают в количестве объективов. Есть фуллфрейм, но они дорогие и к ним нет большого количества автофокусных объективов. По совокупности для меня лично FUJIFILM - наилучший вариант. Без рекламы, так получилось. Как-то так. А вы уже можете сделать свой выбор самостоятельно. И если будут какие-то вопросы, то задавайте их в комментариях, я отвечу.