Когда я готовился к поездкам в Арктическое Заполярье, долго думал - какую фототехнику с собой брать. С одной стороны хотелось взять минимум камер и объективов, т.к. в условиях сурового климата носить несколько фотоаппаратов весьма затруднительно, а менять объективы почти невозможно. С другой стороны, ехать с одной камерой, пусть и экспедиционной, тоже стрёмно - а вдруг поломается или, например, сядут все аккумуляторы, включая запасные?
В итоге мой выбор, во многом интуитивный, остановился на двух камерах: «большой» Canon 1D X (с объективом 24-70 f/2.8L) и «маленький» Fujifilm X-Pro1 (с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount). Был большой соблазн взять с собой для надёжности ещё и плёночную камеру, но я решил ограничиться изрядным запасом энергии: для большой камеры взял 2 аккумулятора, для маленькой 5. Также у меня с собой был iPhone, но при -53 градусах он оказался совершенно бесполезен, т.к. 100% зарядки ушло в течение 2-х минут.
Как показала практика, мой выбор оказался очень удачным. В этой статье я поделюсь своим опытом съемки в условиях Крайнего Севера, основанном на двух недавних поездках: в Эвено-Бытантайский улус (Республика Саха) и Ненецкий-Автономный округ. Причём, если в первой поездке большую часть времени я находился в УАЗ-иках и тёплых домах, иногда оказываясь на улице, то во второй основное время проводил на снегоходах, иногда заглядывая в отапливаемые буржуйками чумы. Таким образом у меня была возможность проверить своё решение в двух разных форматах путешествия.
Но начнём по порядку. То есть... с водки! Да-да, именно с русской водки, так будет проще понять, о чём речь. Итак, достаньте из морозилки бутылку водки.
Проблема № 1. «Отмороженные предметы»
Как вы наверняка знаете, оказавшись в тепле, бутылка моментально покрывается тонким слоем инея. Это основная проблема, с которой сталкивается фотограф при съёмке на Севере. Причём, если в случае морозилки мы перемещаем предмет из -18 в +25 (разница температур 43 градуса), то на Севере часто приходиться иметь дело с температурами от -50 до +30 (разница 80 градусов).
Тепло - одна из самых высочайших ценностей для жителей Арктики, поэтому свои жилища они топят настолько мощно, насколько это возможно. Как это ни странно, но жара - достаточно распространённая проблема для приезжих. Мне доводилось останавливаться в Якутске в разных отелях, и везде было натоплено так, что спишь без одеяла и просыпаешься в поту (окна при этом, естественно, не открываются).
При этом на улице холодно настолько, что замерзаешь за несколько минут. Мне известен случай, когда музыканты одного коллектива, дающего гастроли в Якутске, решили постоять на улице в одних рубашках. Чтобы потом хвастаться знакомым. При температуре -60 градусов они провели ровно 2 минуты, после чего пришлось вызывать скорую, которая идентифицировала на их лицах и пальцах рук обморожения разной степени.
Без специальной тёплой и дышащей одежды и обуви, к которой в том числе относятся изделия из оленей шкуры (унты, торбаса, кухлянки, малицы и т.д.) и, видимо, без привычки, переносить постоянные перепады температур под 100 градусов весьма затруднительно. И не только человеческому телу, но и фототехнике.
Когда мы выносим теплую сухую камеру из тепла в холод, поначалу проблем нет. Потом камера охлаждается, и если её занести обратно в тепло, возникает та самая проблема «бутылки водки из морозилки».
Для того, чтобы камера оттаяла, требуется много времени. Не менее 30 минут, а иногда 1 и даже 2 часа.
Причём, оттаивая, камера вместо инея покрывается испариной и даже водой. Особенно, если в помещении кипит котёл и готовят еду (что чаще всего и бывает).
Понятно, что снимать в это время невозможно. А ведь внутри изб и чумов часто происходит самое интересное! Но на этом проблемы не заканчиваются. Далее, если не дождаться, пока камера полностью высохнет и выйти на улицу, вода снова превращается в лёд. Иногда это может стать принципиальной проблемой, как например, в таком случае:
В углублении кнопки спуска (она же кнопка включения/выключения камеры) образовалась капля воды, которую я не заметил. С корпуса влага испарилась, а в кнопке не успела. Когда потом я вышел на улицу и пытался включить камеру, сделать это не получилось. В итоге я на некоторое время остался без этой камеры. Включить её удалось только после следующего отогрева.
Проблема № 2. «Дыхание»
Вторая проблема не такая глобальная, как первая, но тем не менее она актуальна. В первую очередь для тех, кто носит очки.
Как вы знаете, наше тёплое дыхание на морозе моментально выпадает в виде инея. На усах-бороде, одежде и на всём, что близко к нашему рту.
Но вы можете столкнуться с этой проблемой, даже если не носите очки. Причём более всего ей подвергнуты те самые «большие» экспедиционные камеры:
Потому что они настолько большие, что полностью закрывают лицо (в том числе рот) при съёмке.
Проблема № 3. «Аккумуляторы»
Как вы наверняка знаете, ёмкость аккумуляторов при низких температурах существенно снижается. Если в обычных условиях на одном заряде аккумулятора для Canon 1D X я делаю около 1700 кадров, то на 30-градусном морозе это количество уменьшается примерно вдвое до 800. А на 50-градусном на 2/3, примерно до 500. Эти цифры, конечно, будут сильно зависеть от используемых объективов и стиля съёмки (активности использования автофокуса).
С одной стороны кажется, что 500 кадров, это много. Но во-первых, когда вы попадаете в экзотические места, объёмы снимаемого резко увеличиваются (у меня в среднем выходило 1000-1500 кадров в сутки). Во-вторых, в тундре вы можете находиться несколько дней без возможности подзарядить свои камеры. Поэтому по факту нужно иметь как минимум 2, а лучше 3 или даже 4 таких батареи.
Ёмкость аккумуляторов для «маленькой» камеры меньше изначально, поэтому их надо брать с собой больше. В обе поездки я брал 5 штук, и ни разу мне не пригодилось более 3-х. Почему? Ответ можно найти ниже, в описании того комплексного решения, к которому я пришёл.
Решение
Принимая во внимание все описанные выше проблемы и попробовав разные камеры в разных условиях, я пришёл к следующему, на мой взгляд, достаточно оптимальному решению. Наблюдая за другими фотографами в своих поездках по Крайнему Северу, я понял, что многие из них пришли к аналогичному. Решение на самом деле довольно простое и заключается в следующем.
1) «Большая» экспедиционная камера с мощным аккумулятором используется только для съёмки на улице. Она всё время висит поверх основной одежды (весьма удобен для этого плечевой ремень). При заходе в помещение оставляется в сенях или рядом со входом в чум - там, где температура ниже нуля. Для того, чтобы в помещении она не покрылась инеем или испариной, и не возникло очередных проблем при выносе обратно на мороз. При этом полезно вытащить аккумулятор и сунуть его в карман, чтобы он отогревался и восстанавливал потерянную мощность.
2) «Маленькая» камера всё время носится за пазухой (под верхней одеждой) и используется только для съёмки в помещениях. Вы оставляете большую камеру в сенях, снимаете одежду, достаёте маленькую теплую камеру, и тут же начинаете снимать, не дожидаясь оттаивания. Перед тем как выйти обратно на улицу, камеру снова прячете под одежду.
Единственный нюанс, с этим связанный - ваша верхняя одежда должна быть достаточно объёмной (не обтягивающей). Но, собственно, при очень низких температурах по другому и не бывает.
ОБЪЕКТИВЫ
Исходя из того, что маленькая камера нужна в помещениях, вполне логично было бы использовать для неё широкоугольный объектив. К тому же камера должна быть максимально компактной, чтобы не привносить излишний дискомфорт при ношении под одеждой.
На большую камеру, соответственно, логично повесить что-то более-менее универсальное, например объектив с фокусными расстояниями 24-70, 24-105 и т.п. Хотя, это зависит от стиля вашей съемки - я для этой цели вполне успешно использовал и широкий угол 35 мм.
В моём случае решение получилось таким:
Canon 1D X с объективом 24-70 f/2.8L - «большая внешняя» камера.
Fujifilm X-Pro1 с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount - «маленькая внутренняя» камера.
Причём, важно понимать, что в условиях Арктики в качестве маленькой камеры сложно использовать вторую зеркалку, которыми чаще всего комплектуют себя профессиональные фотографы. Здесь нужен именно «цифрокомпакт», и это решение должно быть осмысленно. Я давно тяготею к компактным камерам, и мне очень приятно, что им находится не просто удобное, а реально незаменимое применение. И мой любимый Фуджик здесь проявил себя прекрасным образом!
А проблему дыхания можно, и я бы даже сказал, нужно решать с помощью маски.
Нужно, потому что маска на Севере вам крайне пригодится и безо всякого фотоаппарата вообще. Правда, она ещё больше актуализирует проблему очков, но тут уже придётся или учиться особым образом выдыхать, или придётся использовать контактные линзы.
Ну, и заканчивая тему отмороженных камер, покажу, как может выглядеть ваш фотоаппарат после 2-часовой езды на снегоходе:
Картинка эффектная, но на самом деле пугаться не надо, этот снег легко очищается простым отряхиванием и протиранием варежкой.
***
Ну и на последок покажу вам некоторые фотографии, снятые с помощью описанного подхода в недавней поездке по Якутии. Под каждой фотографией я указал, какой камерой она сделана. Некоторые картинки сделаны на улице маленькой камерой и в помещении большой - казалось бы, это противоречит сказанному. На самом деле нет, т.к. в процессе я много экспериментировал, прежде, чем пришёл к конкретному решению.
Canon 1D X
Canon 1D X
Fujifilm X-Pro1
Canon 1D X
Fujifilm X-Pro1
Fujifilm X-Pro1
Canon 1D X
Fujifilm X-Pro1
Fujifilm X-Pro1
Fujifilm X-Pro1
Fujifilm X-Pro1
Canon 1D X
Canon 1D X
Canon 1D X
Canon 1D X
Canon 1D X
Fujifilm X-Pro1
Canon 1D X
Canon 1D X
Canon 1D X
Fujifilm X-Pro1
Другие мои фотографии из Якутии и публикации, связанные с этой поездкой, можно посмотреть здесь (в том числе есть пост про еду и про желтую икру):
http://pavel-kosenko.livejournal.com/tag/Якутия Буду рад, если и вы поделитесь своим опытом съёмок в условиях крайнего севера. Спасибо!
Автор статьи: Павел Косенко.
Все самое интересное у нас!
«СРЕДА» - творческая лаборатория и фотошкола в Москве
«Фреймвей» - фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов