Интервью | az | Стрит-фото с FUJIFILM X-Pro1

Feb 26, 2013 13:44


Друзья! Мы продолжаем цикл постов в этом сообществе - интервью. Как, наверное, понятно из самого названия цикла, мы будем у разных интересных людей брать интервью и публиковать их здесь. И сегодня я рад представить очередного участника этой рубрики - фотографа, преподавателя, исследователя az. Кстати, в этом сообществе скоро будут опубликованы очень интересные статьи по мифам композиции его авторства. Прошу любить и жаловать! =: )



FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/500 | f/4 | ISO 320


1. Как ты считаешь, снимает всё-таки камера или человек?
Ха! Это такой вопрос, который подразумевает, что если я скажу, что снимает камера, то все вспомнят уже порядком поднадоевший анекдот о том, как повар хвалит фотографа и говорит: "У вас такие чудесные снимки! Наверное, у вас очень хорошая камера". В ответ он получает: "А вы так вкусно готовите! Наверное, это от того, что у вас чудесные кастрюли!" Очевидно, что роль фотографа решающая, в том числе и в выборе камеры, объективов и другой техники. Но камера играет не последнюю роль. Если она не соответствует вашим задачам, если у вас портится настроение, когда техника не позволяет вам что-то снять, то вы и не снимите то, что хотите.

И ещё хочу отметить очень важную роль отбора в отснятом материале. Сегодня скорострельность современных камер и объемы съемки на цифровую технику такие, что отличные кадры можно снять случайно. Даже неслучайные кадры могут утонуть в большом объеме цифровых файлов. Если дальше автор понимает, какие из них отличные, интересные кадры, то он молодец, а если нет, значит дорастет позже.

Вот мой друг pavel_kosenko любит цитировать Георгия Пинхасова, который сказал однажды: "Для того, чтобы научиться фотографировать, нужно 10 минут. Для того, чтобы научиться делать отбор, нужно стать личностью". Сам Георгий иллюстрировал эту фразу следующей историей. Он давал камеру маленькому ребенку и показал ему кнопку спуска. На этом обучение фотографии фактически закончилось. В результате получилось достаточно большое количество кадров, но отбор ребенок, конечно, делать не стал, за него это сделал Георгий. И он, собственно, нам эти кадры и показывал. Весьма впечатляет! Отличные фотографии и в интересном контексте. Не всякий взрослый такое снимает. Что в данной ситуации сыграло решающую роль? Личность фотографа, совершенство техники или личность того, кому эта идея пришла в голову и кто сделал отбор кадров? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.

2. Насколько важна техника в современной фотографии?
И сейчас, и раньше техника в фотографии имеет и имела огромное значение. Сколько бы не говорили, что снимать можно и пальцем, что мастер снимет шедевр на любую камеру, что качество в фотографии не играет роли, а играет роль только содержание, все равно техника очень важна. Чем лучше камера, тем больше у вас возможностей. Чем выше ваш комфорт, тем интереснее результат. Собственно говоря, играет роль не только камера, но и весь процесс, от нажатия кнопки до конечного отпечатка. Впрочем, это не означает, что несовершенные камеры должны быть немедленно сданы в утиль, что с их помощью нельзя сделать интересные снимки и что некачественные изображения автоматически неинтересны.

Более совершенная техника позволяет вам решать более широкий круг задач, обеспечивает вам скорость всего процесса и комфорт. А это дорогого стоит. Кроме того, чем совершеннее ваша камера, тем меньше вы тратите времени на решение технических проблем, и тем лучше вы можете сконцентрироваться не на техническом, а на содержательном аспекте фотографии.

3. Какие параметры техники ты сейчас бы назвал самыми важными для фотографов? На что им стоит обращать внимание при выборе фотоаппаратов?
Вопрос совсем непростой. Я сам увлечён узким сегментом фотографии, а в каждом жанре своя специфика. Задачи могут быть различные. Соответственно, и требования к технике могут различаться.

Я снимаю в основном на улице (то что называют жанром "стрит"), в путешествиях и в домашних условиях. Для меня важны следующие параметры:
  • скорость работы камеры (скорость фокусировки, скорость записи файлов, скорость при работе с серийной съемкой, скорость при просмотре и все прочие возможные скорости на всех этапах);
  • возможность снимать в RAW;
  • отсутствие шума и всяких звуков при срабатывании камеры (если камера сильно хлопает зеркалом, для меня это неприемлемо; все прочие звуки тоже отвлекают и привлекают внимание окружающих);
  • возможность работы на высоких ISO при приемлемых шумах матрицы;
  • размер/вес (например, FUJIFILM X-Pro1 я таскал с собой постоянно, хотя это не маленькая камера, а что касается моей основной камеры Canon 5D Mark III, то я десять раз подумаю, прежде чем кинуть её в рюкзак);
  • удобство всего: расположение кнопок, механика, ощущение того, как камера лежит в руке и тому подобное;
  • доступность сервисов обслуживания и ремонта; при покупке многие про это забывают; впрочем, большинство сервисов в России такие, что я сегодня не задумываясь иду чинить камеру к частнику за деньги, даже если она на гарантии;
  • есть ещё один неожиданный, но важный параметр: неплохо бы обратить внимание на что снимают ваши друзья, с которыми вы можете обмениваться аксессуарами, объективами, аккумуляторами и всем, чем угодно.

    Я могу сказать также, что лично мне в камере, вообще, не нужно:
  • любые режимы съемки (на внешних колёсиках и в меню), кроме режимов стандартных режимов, таких как полный автомат в RAW, полностью ручной, режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Все остальные режимы мне не нужны никогда;
  • возможность съёмки видео; съёмка видео весьма популярна, но в современных камерах так много нужного сегодня нет, что пора уже пользователям дать выбор: одни захотят иметь видео, другие - какие-то другие функции или просто более дешёвый и компактный вариант камеры.
  • диафрагмы, зажатые больше f8;
  • любые примочки, связанные с обработкой кадров средствами камеры (эмуляция пленок, склейка кадров в панораму и тому подобное) и примочки, связанные с печатью;
  • расширения диапазона ISO до значений, при которых что-нибудь не работает или при которых шум матрицы становится невыносимым (например, если заявлено максимальное ISO 12800, а режим автоISO на нём не работает, то оно мне и не нужно; или, если камера при этих ISO работает слишком шумно, то мне тоже это не надо);
  • брекетинг по экспозиции;
  • любые украшательства, в том числе ретро-стиль, яркие цвета корпуса;
  • встроенные вспышки.

    4. Что ты сам лично ожидаешь от развития современной фототехники? Что тебе недостаёт? Попробуй описать идеальный фотоаппарат для твоих нужд.
    Я не инженер, мне трудно представить, какие параметры на сегодня несочетаемы или вообще невозможны. Некоторые вещи вполне понятны: трудно ожидать, что камера будет лёгкой, компактной, иметь огромный сенсор и быстро работать и что при этом аккумулятор будет маленький и лёгкий, но работать будет целый день без замены при активной съемке. Однако для некоторых вещей я технических препятствий не вижу уже сейчас. Например, я считаю, что сегодня уже просто неприлично выпускать на рынок камеры без поворотных экранов, GPS-модуля и Wi-Fi модуля. Это всё равно что одеть фрак, но продолжать ходить в лаптях. Ничего не мешает технически уже сейчас иметь достойную линейку объективов, включая зумы. Хочется, чтобы камера имела большую матрицу, например, 36 на 24 мм и чтобы была очень шустрой при всех операциях. Считаю важным, чтобы камера могла полностью управляться с айфона и айпада или аналогичных по возможностям девайсов. Тут вообще нет ничего невозможного.

    Поскольку можно помечтать, то хочу, чтобы камера при этом была легче 400 грамм без объектива (хотя бы!). Кстати, я согласился бы, если некоторые тяжёлые элементы можно было бы вынести за пределы корпуса. Например, было бы неплохо, если бы была возможность, положить аккумулятор в карман и связать его проводом с камерой. Это лучше, чем таскать с собой два-три аккумулятора. Пусть даже по весу это будет одно и тоже, зато головной боли с подзарядкой меньше и в руках и на шее меньшее веса. Очень неплохо было бы иметь дополнительный внешний экран, работающий в режиме лайв-вью или вывод изображения на очки. Ещё неплохо было бы иметь что-то типа конструктора меню, которое позволяло бы внести изменения в меню, подстроить его под себя, переопределить кнопки через интерфейс компьютера. Система обновления программного обеспечения камер тоже уже из прошлого века. Нормально было бы, если бы камера сама бы связывалась с интернетом, проверяла бы наличие обновлений и устанавливала бы его сама как это реализовано в телефонах. Ещё хочу, чтобы камеры всё-таки были пошустрее во всех операциях.

    5. Расскажи о твоём знакомстве с фотоаппаратами FUJIFILM. Что тебе в них понравилось, что не понравилось?
    У меня был сначала опыт съемки на FUJIFILM X100. Мне его дали попользоваться. Я его увидел в магазине и подумал: "какая прелестная игрушечка", написал об этом в жж, и мне предложили поиграться. Камера в использовании сразу не понравилась. Честно говоря, я уже не помню, что конкретно было мне неудобно.

    Когда вышла FUJIFILM X-Pro1, я увидел картинки в интернете и подумал: "вот это то, что надо". Сотрудники компании любезно согласились мне её дать на тесты. Первый опыт использования был опять-таки негативным. В объективах что-то щелкало. Потом выяснилось, что надо было обновить прошивку. Меню мне показалось непонятным и запутанным. Камера работала очень медленно на всех этапах, показывала на экране совсем не то, что получалось в итоге. То есть в момент съемки, при просмотре и на компьютере я видел три разные картинки. Мне сразу не понравилась механика, которая меня раздражала до последнего дня. Это был тот случай, когда меня всё ужасно раздражало и именно этот факт выбивал меня из колеи. Я видел недостатки даже там, где их не было, а фотографии не получались, потому что я все время думал о камере, а не о фотографии. При этом камера привлекала внимание окружающих, что мне было неудобно. Колесики управления все время «сами» изменяли свое положение, как только камера оказывалась в сумке или болталась на ремне. У меня все время получалось так: я видел момент съемки и изображение на экране, нажимал на спуск, а камера фиксировала совсем не тот момент (работала с задержкой) и картинка была при просмотре на экране совсем другой чем в момент съемки. При съемке сериями, начинались тормоза и я вообще не мог уловить момент. То есть получалось все-время «не то и не так». Представьте мое раздражение при каждом нажатии на спуск! В условиях раздражения и битвы с техническими проблемами я вообще забывал, что надо иногда думать о том, что снимаешь. Еще меня бесило, что другие этого не замечают. Но так было на самом деле!

    В результате я вернул камеру и написал очень злой обзор, в котором даже заявил, что "лучшее использование этой камеры - это повесить её так, чтобы стало понятно, что я не снимаю, а снимать при этом на айфон исподтишка". Предполагаю, что сотрудники FUJIFILM были расстроены, но проявили в отличие от меня сдержанность.

    С того момента для камеры вышли обновления, которые убрали часть проблем, в том числе главную, связанную со скоростью работы и задержкой при нажатии на спуск. Я успел подержать в руках другие экземпляры X-Pro1, которые были не так разболтаны как мой. Да и, вообще я успокоился и начал видеть преимущества X-Pro1. Например, вернувшись к 5D Mark II, моей основной камере в то время, я сразу ощутил, что при высоких ISO мне не хватает прекрасной инновационной конструкции матрицы, которая стоит в X-Pro1 и позволяет делать очень хорошие снимки на высоких ISO. Небольшой вес камеры тоже для меня играл роль. Одним словом, оказалось в итоге не так всё плохо. Кстати, если б камера была лично моей, то кое на какие колёсики я бы капнул эпоксидкой, и меня бы все меньше раздражало уже и раньше. Я имею в виду колесо экспокоррекции и колесо переключения режима фокусировки на передней части.

    Короче говоря и камера стала лучше, и я успокоился и теперь просто могу сказать, что в итоге камера X-Pro1 вышла очень достойная, просто не для меня. А в самом начале она была "сыровата".

    Сейчас хочу уже попробовать что-то еще из камер FUJIFILM в надежде, что окажется удобней и окажется как раз для меня. Но если нет, то что ж... придёт время, и конкуренция беззеркальных камер рано или поздно выведет какую-нибудь камеру FUJIFILM в топ. Вот в этом у меня нет абсолютно никаких сомнений.

    6. Ну и традиционный наш вопрос: чего бы тебе хотелось улучшить в камерах FUJIFILM?
    На самом деле я уже все описал в том старом, "злом" обзоре и не хочу его повторять, потому что заинтересованные люди его уже прочли, а сейчас уже все по-другому, а нового опыта я пока не накопил. На одну вещь я хотел бы обратить внимание FUJIFILM.

    Я недавно делал на поиск flickr. Искал фотографии, сделанные последними камерами FUJIFILM. Заметил одну интересную вещь. Процент чёрно-белых фотографий невероятно высок, а в цветных хорошего цвета почти и нет. Это может означать что угодно, конечно, догадок много. Есть повод задуматься и исследовать.

    Откровенно говоря, у меня у самого с цветом не ладилось, когда я обрабатывал RAW-файлы X-Pro1. С фалами 5D Mark II/III все было проще и легче. Мне, правда, говорили друзья, что они вообще файлы X-Pro1 не обрабатывают по цвету, и что у них все хорошо, но я стабильного "хорошо" у них в тот момент не видел.

    Подборка фотографий, сделанных камерой az на FUJIFILM X-Pro1:



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/160 | f/5 | ISO 3200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/3000 | f/4 | ISO 1600



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/150 | f/8 | ISO 200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/3.2 | ISO 200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/52 | f/5.6 | ISO 1250



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/80 | f/5.6 | ISO 200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/30 | f/5.6 | ISO 320



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/5.6 | ISO 200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/75 | f/5.6 | ISO 200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/15 | f/1.4 | ISO 6400



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/120 | f/4 | ISO 3200



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/1600 | f/5.6 | ISO 400



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/239 | f/2 | ISO 800



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/4 | ISO 500



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/2000 | f/4 | ISO 1600



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/5.6 | ISO 400



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/800 | f/5.6 | ISO 6400



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/150 | f/4 | ISO 800



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/4 | ISO 400



    Москва | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/58 | f/2 | ISO 800



    Испания | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/58 | f/2 | ISO 800



    Испания | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/500 | f/8 | ISO 800



    Испания | FUJIFILM X-Pro1 | XF60mmF2.4R Macro | 1/125 | f/4 | ISO 3200



    Испания | FUJIFILM X-Pro1 | XF35mmF1.4R | 1/500 | f/8 | ISO 320



    Вьетнам | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/125 | f/2 | ISO 2500



    Вьетнам | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/125 | f/2 | ISO 6400



    Вьетнам | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/125 | f/2 | ISO 5000



    Вьетнам | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/125 | f/2 | ISO 5000



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/2700 | f/2 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/4000 | f/2 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF60mmF2.4R Macro | 1/250 | f/11 | ISO 320



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF60mmF2.4R Macro | 1/1600 | f/4 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/3300 | f/2 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF60mmF2.4R Macro | 1/3000 | f/5.6 | ISO 400



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/1300 | f/2 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/3499 | f/2 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/250 | f/2 | ISO 640



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF60mmF2.4R Macro | 1/1700 | f/8 | ISO 200



    Португалия | FUJIFILM X-Pro1 | XF18mmF2R | 1/500 | f/8 | ISO 3200

    Все фото - © az | специально для FUJIFILM

  • x-pro1, interview, x100

    Previous post Next post
    Up