Техника | "Компакты" vs. "Зеркалки"

Oct 12, 2012 01:34



Битва бобра с ослом... э-э-э... добра со злом... компактов против зеркалок!

Собственно, идея уже витала в воздухе давно, уж больно странно выглядят некоторые моменты в потребительском отношении к фототехнике. На вопрос "какой хороший фотоаппарат мне купить?" чаще всего сейчас можно можно услышать безальтернативный ответ "купи зеркалку!" Почему зеркалку? Зачем зеркалку? Да просто тренд такой. А если не тренд, то инерция мышления. Или накатанность: "друг (подруга) купил (-а) зеркалку, а чем я-то хуже?". Идут и покупают.


Если же попытаться систематизировать картину пользовательского отношения к фототехнике, то обратить внимание нужно на следующие моменты:
Во-первых, по статистике, из всего многообразия фотоаппаратов, сейчас больше всего продаётся "мыльниц" (простых и недорогих камер, причём сейчас этот класс фототехники активно поглощается смартфонами), а на втором месте... нет, не продвинутые компакты (небольшие камеры с несменными объективами), как можно было бы подумать, а зеркальные фотоаппараты (как правило, начального уровня). Их продаётся заметно больше, чем компактов.

Во-вторых, по статистике, большинство людей снимает на фотоаппараты в полностью автоматическом режиме (или используют расширенные автоматические функции), и обладатели зеркалок тут в таком же положении, как и владельцы других камер.

В-третьих, по статистике, большинство людей, купивших зеркальный фотоаппарат начального уровня, практически никогда не меняют объектив - так и снимают китовым ("китовый" - это не от слова "кит", который рыба, а от слова "kit", который в английском означает "набор").

В-четвёртых, по статистике, большинство фотографий не печатаются, а так и остаются в электронном виде. Пользователи просматривают их на мониторах не очень высокого разрешения (одно из самых популярных разрешений на сегодня - это 1366×768).

В-пятых, по статистике, те любительские фотографии, которые печатаются на бумаге, чаще всего оказываются размером 10×15. Редко когда люди регулярно печатают свои, например, семейные или тревэл фото в больших размерах.

Если суммировать всё сказанное выше, то получается, что люди покупают зеркалки, снимают ими в автоматическом режиме на китовый объектив. Получившиеся кадры выкладывают в социальные сети или смотртя на своих компьютерах. Изредко, особенно интересные кадры, видимо, печатают 10×15. Так нужны ли им зеркалки? Есть ли выгода от приобретения именно такого класса фотоаппаратов?

Чтобы понять это, я решил вязть пару наиболее популярных зеркальных камер начального уровня: Сanon EOS 1100D и Nikon D3100 (оба - с китовыми объективами 18-55 мм, что в эквиваленте даёт фокусные расстояния около 28-88 мм) и сравнить их с компактной камерой FUJIFILM X10 в условиях, максимально приближенным к боевым.

Да, да, да, я всё знаю, что большинство людей мне сейчас хочет сказать про ангажированность и чуть ли не продажность. Можете оставить эти соображения при себе, мне их неинтересно выслушивать. =: ) X10 был выбран не только потому что я сотрудничаю с FUJIFILM, а ещё и потому что он у меня тупо был дома это фотоаппарат довольно компактных размеров с весьма приличными характеристиками: светосильным зум-объективом и относительно большой матрицей. А чтобы для X10 жизнь мёдом не казалась, я взял ему в компанию ещё кучу других компактных камер, среди которых были и совсем новые фотоаппараты, и сравнил их на одних и тех же сюжетах. Но об этом уже в другой раз.

Итак, три фотоаппарата с объективами, Canon EOS 1100D + Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, Nikon D3100 + Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S и FUJIFILM X10, автоматические или полуавтоматические режимы съёмки ("програм" и "приоритет диафрагмы"), типичные бытовые сюжеты: портерты, гродские пейзажи, красоты - в общем всё, что может попасться на глаза обычному путешественнику. Естественно, пытался снимать это всё с одной точки, в одно и то же время, но небольшие несовпадения могут быть как по позам модели и позиции камеры, так и по настройкам - автоматика везде по-разному работала. Впрочем, для получения представления это не так принципиально было. И-и-и.... Поехали!!!

Все снимки здесь в двух размерах: по клику на картинку открывается её увеличенный вариант, соответствующий размеру наиболее популярного отпечатка 10×15. Для более въедливых - у кадров сохранён EXIF. На всех фото стоял автоматический баланс белого, если не указано иное.

Основные моменты, по которым шли бои:

Раунд 1. Размер и вес
Разумеется, тут зеркалки подчистую проигрывают...



Думаю, даже объяснений никаких не нужно. Если X10 поместится в карман (пусть и не в каждый), то убрать любую из этих зеркалок в карман уже не получится. Место им - на шее, в лучшем случае. А то и в отдельной сумке...

И, конечно, колоссальным плюсом компактов является их "неприметность". Камеры не только меньше, но ещё и не вызывают особенных подозрений у людей, рядом с которыми вы находитесь. С зеркалками уже так просто не пощёлкаешь всё и всех вокруг!

Раунд 2. Работа автоматики
Автоматика - это не только экспозамер и подбор фотоаппаратом нужного соотношения выдержки/диафрагмы/чувствительности. Это ещё и баланс белого, скорость и точность автофокуса, быстрота работы и так далее. Поэтому я этот раунд разбил на несколько пунктов:

Автофокус
Разумеется, фазовый автофокус зеркалок пока вне конкуренции по скорости и быстроте. Пока компактам тут сложно составить конкуренцию зеркалкам. Однако, тут тоже не всё так просто и есть свои нюансы.
  • Фокусирование при ракурсной съёмке. Например, фазовый автофокус работает только в режиме, когда нужно смотреть в видоискатель. А что делать, если хочется снимать на вытянутых руках или с уровня земли? Разумеется, зеркалки можно перевести в режим LiveView и снимать ими так же, как и компакными камерами. Но тут почему-то выясняется, что зеркалки в этом режиме фокусируются откровенно долго! Намного долже, чем даже самые нерасторопные компакты, а X10 к таким не отнесёшь.

  • Расположение фокусировочных датчиков. Сейчас почему-то сложилась такая тенденция, что в начальных моделях зеркалок фазовых датчиков немного и все они, как правило, расположены довольно близко к центру кадра. Это приводит к тому, что композиция снимков начинает стремиться к центральной. В принципе, нельзя однозначно сказать - хороша или плоха такая композиция кадра. Но однозначно можно заметить лишь то, что это определённое ограничение, которое отсутствует у компактных камер, у которых зоной фокусировки может быть всё поле кадра.

  • Работа фокусировочной системы в автоматическом режиме. Она у зеркалок начального уровня всегда была не самой лучшей, увы. Есть несколько точек и в автоматическом режиме камера сама решает по какой из них фокусироваться. Причём, решение далеко не всегда правильное, увы. Поэтому система автофокуса компактов в случае ленивой любительской съёмки начинает заметно выигрывать по удобству работы. И это не говоря ещё о всяких постоянно прогерссирующих помощниках, типа программного распознавания лиц и улыбок!

    Получается, что если суммировать всё сказанное в этом пункте, то в случае всё той же любительской съёмки на полном автомате предпочтительнее будет работа систем автофокуса компактов, даже при условии меньшей скорости фокусировки. Кстати, тут не надо сбрасывать со счетов того, что у компактов с их контрастным методом фокусирования в принципе не может быть фронт- и бэкфокуса, которым могут страдать зеркалки. Пустячок, как говорится, но всё же.

    Экспозамер
    Каждая камера тут отличалась в свою сторону. Могу лишь сказать, что Canon EOS 1100D был замечен в стабильной недодержке (-2/3 Ev, примерно), FUJIFILM X10 в довольно частой передержке (особенно на тёмных сценах, аж до +2 Ev), и лишь Nikon D3100 был стабилиен как скала во всех сценах.



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/280 | f/4.0 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/125 | f/4.0 | AutoISO 100



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/160 | f/4.0 | AutoISO 100

    Однако, у автоматики Nikon D3100 обнаружилась своя слабая сторона - камера стремилась во чтобы то ни стало удержать низкое ISO, что приводило к тому, что даже в довольно безобидных сценах автоматика ставила выдержки на уровне 1/15, считая их вполне пригодными для съёмок. Да, я знаю, что в меню ISO есть настройки для максимально длинной выдержки... Уф, даже пока писал утомился! Что уж говорить про любителей, которые вряд ли до этого пункта доберутся и сразу поймут что там к чему? Ну, если у вас крепкие руки, вы умеете задерживать дыхание и замирать - то, наверное, всё не так плохо. Да ещё и оптический стабилизатор в объективе поможет, конечно. В противном случае, при недостатке света будет либо срабатывать вспышка (в режиме полного автомата), либо очень длинная выдержка (в режимах P и A), которая будет приводить к появлению смаза на фото.



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/160 | f/3.6 | AutoISO 800



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/40 | f/3.5 | AutoISO 250



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 140



    FUJIFILM X10 | Program | 1/160 | f/2.0 | AutoISO 1600



    Canon 1100D | Program | 1/40 | f/5.6 | AutoISO 2500



    Nikon D3100 | Program | 1/15 | f/3.5 | AutoISO 360

    Не могу сказать кто в этом раунде побеждает однозначно, но могу заметить лишь то, что передержка у X10 не ведёт к потерям в светах, как это ни странно.



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/800 | f/4.5 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Auto | 1/200 | f/14 | AutoISO 800



    Nikon D3100 | Auto | 1/200 | f/5.0 | AutoISO 100

    По цельности экспозиции я бы отадал пальму первенства этому компакту. Равно как и по удобству съёмки (кадры не тёмные и не смазанные). И это не говоря об удобном и наглядном колёсике экспокоррекции, которым можно быстро поправить экспозицию в продвинутых режимах!

    Быстрота работы
    Сюда можно отнести не столько скорострельность, "сколько-то там кадров в секнуду" - это мало кому интересно в обычной любительской съёмке, как я думаю. Скорее тут важно то, за какое время камеры включаются или "просыпаются", с какой скоростью можно вести покадровую съёмку из нескольких снимков и как быстро пишется информация на флешку.
  • По скорости включения, пожалуй, выигрывают зеркалки - старт у них получается одинаково быстрый: буквально сразу, спустя пару мгновений после включения, обе камеры готовы к съёмке. Компакты вообще не могут похвастаться чем-то подобным, хотя, пожалуй, X10 в этой дисциплине - одна из самых быстрых камер подобного класса. Благодаря механическому приводу зума объектва, X10 не нужно его выдвигать моторчиком на рабочую позицию. Поэтому, даже если включить в меню X10 режим "быстрого старта" (Quick Start Mode - On), то можно лишь приблизиться к скорости включения зеркалок. Этот пункт за зеркалками.

  • По скорости просыпания (перехода из стэнд-бай в рабочий режим) тоже стабильно выигрывают зеркальные камеры. Мало того, тут у X10 обнаруживается "фирменная болезнь", присущая многим камерам FUJIFILM: а именно - нестабильные результаты времени просыпания. То есть, камера может включиться мгновенно, а может и тупить пару секунд и тогда её вообще проще выключить и включить снова. Так что и этот пункт снова за зеркалками.

  • По скорости съёмки - сюрприз! Я ожидал, что зеркалки и тут будут впереди планеты всей. Почти так всё и есть. Но! Это только в условиях хорошего освещения. А как только приходится снимать там, где света мало - сразу же сказывается недостаточная светосильность китовых объективов (f/3.5-5.6) и автоматика при любой удобной возможности выкидывает вспышку.



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/100 | f/2.0 | AutoISO 1600



    Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash



    Canon 1100D | Program | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 640



    Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 1800 | Flash



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/15 | f/3.5 | AutoISO 450

    А уже со вспышкой, увы, скорость съёмки катастрофически падает, особенно у Canon EOS 1100D - получается примерно по кадру в секунду или даже медленнее. Если же переходить в более управляемые режимы (P или Av, например), то наблюдается паритет между зеркалками и компактом при быстрой съёмке отдельными одиночными кадрами. Так что этот раунд остаётся, пожалуй, за компактом (да и все остальные компактные камеры, побывавшие на тесте, не требовали использования вспышек значительно дольше, из-за более светосильных объективов).

  • По записи информации на флешку. Если снимать в JPEG, то тут всё одинаково быстро, у камер полный паритет. Если же переходить на RAW + JPEG (типа, как делают продвинутые фотолюбители), то компакт начинает сдавать. Правда, падение скорости работы происходит довольно равномерно. То есть - не так важно, какую серию вы сейчас только что снимали, пара кадров там было снято или больше - их запись на флешку у X10 стабильно займёт пару-тройку секнуд. А если говорить о зеркалках, то тут всё сильно зависит от выбранного режима (в LiveView камеры пишут почему-то дольше) и от длинны серии кадров. Примерно после 4-6 кадров зекралки начинают довольно ощутимо тупить в работе и отказываются делать следующие снимки на те же 2-3 секунды и эти тормоза субъективно воспринимаются намного неприятнее, чем замедление работы X10.

    В общем и целом, если говорить о быстроте работы, то получается, что если снимать в полностью автоматическом режиме, то компакты выигрывают за счёт более светосильной оптики (f/2.0-2.8 у X10 портив f/3.5-5.6 у 1100D и D3100), при которой нет необходимости чуть что подключать вспышку. А если переходить в более управляемые режимы, то там мы наблюдаем паритет скоростей с небольим преимуществом зеркалок (всё-таки первые 4-6 кадров там делаются чуть быстрее, чем на компактах). Я бы этот раунд засчитал с небольшим перевесом за компактами, раз уж мы вначале договорились, что снимаем максимально в любительском стиле. Стабильность важнее.

    Корректность работы с цветами
    Тема довольно сложная, ибо тут реально "на вкус и цвет товарища нет". Поэтому я лишь покажу картинки, чтобы вы сами решили, какая система вам больше по душе. Лично мне ближе работа X10, с его фирменными "фуджиковскими" профилями имитации плёнок FUJICOLOR.



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/420 | f/3.6 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 250



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/5.6 | AutoISO 100



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/125 | f/2.0 | AutoISO 800



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/80 | f/2.0 | AutoISO 400 | Flash



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/40 | f/3.5 | AutoISO 1000



    Canon 1100D | Program | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 640



    Nikon D3100 | Program | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 1100 | Flash



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/950 | f/3.6 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Auto | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 100



    Nikon D3100 | Auto | 1/125 | f/5.6 | AutoISO 100



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1600 | f/3.2 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 100



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/200 | f/4.0| AutoISO 100

    Подводя итог этого раунда, я бы отметил, что при отдельных несомненных плюсах зеркалок, в общем и целом для любительской съёмки компакты будут всё же предпочтительнее: пусть они несколько уступают в скорости, но их проще контролировать и они дают больше возможностей для самовыражения. Так что в целом этот раунд за компактами.

    Раунд 3. Качество снимков
    Качество снимков понятие довольно относительное, ибо кому-то нужно чтобы каждый кустик и каждый листик на фото было видно, а кому-то достаточно будет и того, чтобы просто человек в фокусе получился. Мало того, как показал недавний слепой тест - большинство людей не различает какие снимки сделаны на зеркалки, а какие - на компакт. И это ещё люди, увлекающиеся фотографией или, по крайней мере, уделяющие ей дополнительное внимание!..

    Поэтому, качество снимков я условно оценивал в нескольких категориях:

    Тепличные условия
    Это такие, в которых даже мобильным телефоно сейчас можно получить неплохую картинку. Как правило, это бывает когда вокруг много света, сочетающегося с небольшой контрастностью и однозначностью сюжета:



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/899 | f/5.0 | AutoISO 200



    Canon 1100D | Auto | 1/200 | f/22 | AutoISO 800



    Nikon D3100 | Auto | 1/200 | f/7.1 | AutoISO 100



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/899 | f/2.8 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 125



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/80 | f/5.6 | AutoISO 100



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/850 | f/3.6 | AutoISO 100



    Canon 1100D | Auto | 1/125 | f/7.1 | AutoISO 100



    Nikon D3100 | Auto | 1/160 | f/6.3 | AutoISO 100

    Среднесложные условия
    Сюда я отнёс такие условия, в которых уже нужно подумать как и что снимать, например - при более контрастном освещении, при искуственном свете или с нетривиальным сюжетом:



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/140 | f/2.0 | AutoISO 1600



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/30 | f/5.6 | AutoISO 2000



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/15 | f/6.3 | AutoISO 640



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/850 | f/5.6 | AutoISO 200



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/250 | f/10 | AutoISO 100



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/250 | f/8 | AutoISO 100



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1000 | f/5.6 | AutoISO 400 | Flash



    Canon 1100D | Aperture priority | 1/200 | f/5.6 | AutoISO 100 | Flash



    Nikon D3100 | Aperture priority | 1/200 | f/5.6 | AutoISO 100 | Flash

    Тяжёлые условия
    Здесь собраны съёмки при недостатке освещения и ночные кадры. В общем, все те условия, в которых камера раскрывается наиболее полно с технической стороны:



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/25 | f/2.0 | AutoISO 400



    Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash



    Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 2800 | Flash



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/60 | f/2.0 | AutoISO 3200



    Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash



    Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 3200 | Flash



    FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1 | f/5.6 | ISO 100



    Canon 1100D | Aperture priority | 2 | f/5.6 | ISO 100



    Nikon D3100 | Aperture priority | 2 | f/5.6 | ISO 100



    FUJIFILM X10 | Auto | 1/15 | f/2.0 | AutoISO 1250



    Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash



    Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 3200 | Flash

    Раунд 4. Удобство эксплуатации
    Малые размеры компактов позволяют думать, что пользоваться ими будет не так удобно, как относительно большими зеркальными фотоаппаратами начального уровня. Ведь на большом корпусе можно разместить крупные и удобные кнопки! Однако, на деле, недостаток размеров компактов с лихвой окупается поиском дизайнерами и конструкторами новых эргономических решений при создании малых фотоаппаратов. На деле получается, что компактами пользоваться не менее удобно, чем зеркалками начального уровня, у которых многие эргономические решения традиционные и далеко не самые лучшие, на мой взгляд.

    Например, чтобы поменять коррекцию экспозиции у Nikon D3100 нужно прижать сооотвествующую клавишу и одновременно крутить колёсико. Это довольно сложное действие, которое не отрываясь от видоискателя непросто исполнить.



    "Пф-ф-ф! Ну и что? Это дело привычки!" - скорее всего скажут "никонисты" и будут в чём-то правы: привыкнуть к такому решению можно. Человека вообще ко всему привыкает. Но это не значит, что такое решение от этого станет удобным. Как и включатель AutoISO, глубоко и надёжно запрятанный в дебри меню Nikon D3100.

    У Canon 1100D есть свои заморочки по части эргономики. Это, например, крайне неприметная клавиша, отвественная за переключение точек фокусировки, которую я за столько лет владения и пользования фотоаппаратами этой фирмы так и не научился нажимать вслепую. Справедливости ради, у FUJIFILM X10 схожие проблемы - кнопка, заведующая включением сдвига зоны фокусировки тоже неудобно расположена. Однако, она на виду, в силу другого хвата камеры. А у Canon чтобы нажать эту кнопку мне постоянно приходится отрываться от видоискателя, чтобы визуально её найти.



    Впрочем, это конечно мелочи. Найти плюсы и минусы в эргономике не сложно, равно как и приспособиться можно к любой камере. Поэтому, я бы сказал, что скорее в этом раунде побеждает дружба! По удобству условно говоря - паритет, с небольшим преимуществом компактов.

    Выводы
    Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что современные компкаты (на примере X10):
  • несколько проигрывают в скорости зеркалкам начального уровня
  • выигрывают у них по размерам и весу
  • выигрывают по неприметности у зеркалок
  • выигрывают в работе автоматики при любительской съёмке
  • не проиграывают в качестве при той же любительской съёмке
  • ничуть не хуже по удобству съёмки

    Ну и какие же можно из всего этого сделать выводы? А они здесь, в данном случае, таковы. Если вы собираетесь приобретать фотоаппарат для любительских съёмок, не думаете о покупке новых объективов, не планируете часто снимать на продвинутых настройках, то, на мой взгляд, брать зеркалку особенного смыла не имеет. По-моему, в таком случае лучше купить компактную камеру, которая легко поместится в карман вашей куртки и будет верным спутником в путешествиях!

    Upd:
    Из комментариев, ответ на часто задаваемый вопрос о цене:

    Canon 1100D kit: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=6988661&hid=91148&suggest=1 - 15 990 руб.
    Nikon D3100 kit: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=6377521&hid=91148&text=Nikon%20D3100%20kit&srnum=351 - 15 973 руб.
    FUJIFILM X10: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=7700599&hid=91148&show-uid=911090513503642081 - 18 500 руб.

    Собщество fujifilmru.livejournal.com посвещенно обучению. Здесь размещаются бесплатные уроки.

    Например, как снимать незнакомых людей: http://fujifilmru.livejournal.com/5337.html
    Про объективы: http://fujifilmru.livejournal.com/7490.html
    И обучение часто сопровождаются, конкурсами: http://fujifilmru.livejournal.com/9295.html

  • compare, x10, test

    Previous post Next post
    Up