Прекрасный пост Бориса Акунина. Лучшие и любимые стихи цитируют в комментах . Приятно перечитать любимое-знакомое. А сколько там незнакомого прекрасного?
Так что сохраняю себе, пусть будет. Оригинал взят у
borisakunin в
Весеннее Всех, кто отмечает Пасху, с праздником.
Всех, кто измучен бессмысленным и беспощадным российским климатом - с тем, что появилась некоторая осторожная надежда относительно возможного наступления весны.
Московский апрель
Так или иначе, настроение апрельское, поэтому предлагаю поговорить о стихах.
С моей точки зрения, настоящее стихотворение должно соответствовать следующему определению:
«СТИХОТВОРЕНИЕ - род мантрического заклинания, в котором идеально составленный звукоряд особым образом воздействует на психоэмоциональное состояние слушателя».
Определение мое собственное, и я, пожалуй, не очень на нем настаиваю. Буду рад, если кто-то предложит другую дефиницию. Но если стихотворение не пробивает в моей всегдашней «психоэмоциональной» (термин неуклюжий, но точный) обороне брешь, я считаю, что это либо поэзия, написанная не для меня, либо вообще не поэзия.
Есть стихи, подобные оружию массового поражения, они действуют на большие массы людей:
«Пора мой друг пора, покоя сердце просит, летят за днями дни - и каждый час уносит частичку бытия».
Или: «И только высоко, у Царских врат, причастный тайнам, плакал ребенок - о том, что никто не придет назад».
Ну или вот: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать».
И есть стихотворения вроде направленных лучей - действуют на немногих, зато мощно.
Самая лучшая книга о поэзии, какую мне довелось прочитать, это «Стихи обо мне» Петра Вайля. Яркий человек назвал 50 стихотворений, которые больше всего любит - и объяснил почему. На месте какого-нибудь издательства я затеял бы серию подобных сборников, составленных известными современниками: мы бы лучше поняли и душевное устройство этих людей, и поэзию.
У меня в разном возрасте строфы-фавориты менялись. Их всегда было несколько - по одному заклинанию на каждую важную тему. Последнее время я, вслед за Эрастом Петровичем, учусь правильно стареть, поэтому круг интересов у меня соответствующий.
Это вот об уходящем времени:
Невероятно до смешного:
Был целый мир - и нет его.
Вдруг - ни Похода Ледяного,
Ни капитана Иванова,
Ну, абсолютно ничего!
(Георгий Иванов)
Вот о приходящей старости:
Под старость забывают имена,
Стараясь в разговоре, как на мины,
Не наступать на имя, и нема
Вселенная, где бродят анонимы.
(Лев Лосев)
И так далее.
Если всё же назвать какое-то одно стихотворение, которое кажется мне абсолютно идеальным, то читателем фандоринских книжек мой выбор известен (см. роман «Алмазная колесница»).
Томбо-цури
Кэфу ва доко мадэ
Ицута яра.
Мой ловец стрекоз,
О, как же далеко ты
Нынче забежал!
(Поэтесса Тиё про смерть маленького сына)
У каждого из вас, естественно, тоже есть любимый поэт и любимое стихотворение. А в этом стихотворении наверняка есть строка или строфа, которая вас сильнее всего «пробивает». Процитируйте ее, пожалуйста. Максимальный размер - четверостишье. Поддерживающие - плюсуйте.
Посмотрим, какой у нас в БС рейтинг поэтов и стихотворных цитат.