"Литума в Андах", Марио Варгас Льоса

Feb 03, 2012 15:34

В попытке как-то оживить этот журнал, решила начать писать свои мысли по поводу прочитанных книг. Предлагаю вашему вниманию первый пост из серии.
------------------------------------------------------
Марио Варгас Льоса (правильно Йоса, но в русском переводе пишут Льоса) - перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии 2010 года. Мое знакомство с его творчеством началось с романа "Город и псы" (кстати, тоже рекомендую), и вот теперь руки дошли до второй его книги (то есть это вторая его книга которую я прочитала), а на полке уже ждет следующая.

"Литума в Андах", судя по аннотации на обложке - детектив, и формально так оно и есть: капрал Литума, отбывающий службу в рабочем поселке Наккос, скорее от нечего делать, чем по необходимости, расследует серию непонятных исчезновений людей. Расследование, которое ведется ни шатко ни валко, похоже на фарс: суровая реальность этого района Анд настолько жестока, что шансов погибнуть, пропасть - гораздо больше, чем выжить. С одной стороны - силы природы, ужасные и таинственные, оползни в горах, дожди и засуха, духи и оборотни (не они-ли управляют природными катаклизмами?). С другой стороны - маоисткая террористическая группа "Sendero Luminoso", орудующая в этой части Анд, которая не остановится ни перед какими зверствами ради торжества Революции (эта часть написана по мотивам реальных событий 1962 года, в расследовании которых Варгас Льоса принимал участие по просьбе президента Перу). Поэтому не так важно что именно сталось с тремя пропавшими рабочими (тем более, что никто в поселке этим особо не интересуется), и книга меньше всего похожа на детектив. Смысл расследования Литумы - в попытке понять откуда берется вся эта жестокость в мирных, в общем-то, горцах, которые просто хотят выжить, прокормить свою семью, изредка потанцевать на сельской ярмарке. В этом смысле одна из ключевых сцен романа - описание бойни, учиненной практически безоружными террористами в деревне Андамарка.

Единственное светлое пятно в книге - история любви Томаса Карреньо, помощника Литумы, история неправдоподобно наивная и светлая, настолько, насколько остальные события в романе неправдоподобно жуткие. Ну и прекрасные описания природы, прочитав которые вам захочется все бросить и тут-же поехать в Анды! Видно, что писатель любит свою страну, ее природу, ее историю.

Как-же победить жестокость, можно-ли с ней вообще бороться? Роман не дает ответа на этот вопрос. Те персонажи, которым это в некоторой степени удается, пусть и временно - полицейский Томас и немой, полупомешанный Педрито (сам Литума не в счет, он скорее рассказчик, чем полноценный персонаж) - просто родились в какой-то мере неуязвимыми, их внутренний мир неприкосновенен, но они не прилагают к этому никаких усилий, и они вовсе не борцы. К тому-же, сил зла гораздо больше (и, действительно, Педрито становится их жертвой и их орудием, причем неоднократно). Вывод, в целом, неутешительный.

Эту книгу стоит прочитать, несмотря на пессимистичную картину мира, несмотря на жутковатую концовку. Во-первых, это увлекательное чтиво (несколько поездок из Хайфы в Тель-Авив и обратно прошли как одна минута), а во-вторых, она заставляет задуматься. Ну и теперь в Перу захотелось...

книги

Previous post Next post
Up