"Я Робот" 2004

Nov 24, 2021 15:36

Чикаго, 2035 год. Утопическое и уж совершенно точно альтернативное будущее. Развитие робототехники достигло невиданных ещё совсем недавно высот. Роботы стали одним из столпов процветающей экономики как минимум США, а то и всего остального мира. На каждого пятого американца приходится один робот, они занимаются всей тяжёлой, грязной и просто изнурительной работой уже много лет. И не бунтов безработных, не трущоб, ничего подобного. Все счастливы и радуются жизни, на орбиту летают туристы, проблемы социального неравенства и даже криминала похоже ушли в прошлое, будущее обещает быть светлым и чуть ли не космическим. Но как всегда, есть люди которые не могут спокойно жить и радоваться. Старший детектив Дэл Спунер (Уилл Смит) из убойного отдела, хороший коп, даже слишком хороший, и ему сильно не нравится окружающий его мир. В душе будучи ретроградом, он все эти новшества в принципе хорошо не воспринимает. Но ещё есть старая добрая чуйка напополам с паранойей. И эта паранойя бьёт в набат и кричит о том, что с миром что-то глубоко не так. Что люди теряют контроль над своей жизнью и своим обществом. Парадоксально, но лучшим другом Дэла является профессор Альфред Лэннинг, создавший робототехнику по сути, и ставший во многом соавтором всего творящегося вертепа. И в одно солнечное но не самое доброе утро, прямо в сердце мирового центра робототехники, этого самого профессора выкидывают из окошка тридцатого с гаком этажа. И Дэл лихо берётся за расследование, которое с каждым часом становится всё более и более странным.

Алекс Пройас, феноменально недооценённый режиссёр, который снял за всю карьеру целых четыре отличных, можно сказать роскошный фильма, которому просто дико не повезло с пятым из них. Вот если просто вдуматься, человек снял "Ворона" и "Тёмный Город", а его сейчас вообще забыли, как будто его и не было. Справедливо это вообще? "Я Робот" третий фильм Алекса, и это его третья большая удача. Фильм не то что бы получил прям всеобщее признание и огласку, всё таки в 2004 году, Голливуд стряпал годноту как ошпаренный. Но если говорить о фильме беспристрастно (хотя я его обожаю, так как с детства люблю фантастику, и фильм в год выхода мною был засмотрен просто до дыр), то он конечно роскошен. Сама по себе идея, взяв за основу Азимова и сделать по нему яркую и развлекательную, но крепкую и отнюдь неглупую фантастику, тщательно замешав с хорошим таким неонуаром - задача на самом деле нетривиальная. Но у авторов получилось, утопическое будущее если поскрести, оказывается не сильно то утопическим. Конечно самого Дэла все считают за психа, последнего здравомыслящего человека на Земле всегда считают сумасшедшим. Конечно скорее всего детектив себе льстит, и противников роботов в мире хватает, но они едва ли что-то решают, а он всё таки может. Конечно маленький человек идущий наперекор обществу и огромной корпоративной машине, автоматом себе рисует мишень на спине. И всё благолепие общества куда то резко пропадает. Персонаж Смита вообще отличный - лишний повод убедиться, что актёр он на самом то деле хороший. Как и все одержимые своим делом люди, живущие в той части реальности где постоянно нужно всех подозревать и смотреть на мир критическим взглядом, он немного странный, если не сказать чокнутый. Но своё дело знает и делает хорошо. Все остальные персонажи по уровню проработки и обаяния в прочем не отстают, и не только люди.

Для Пройаса вообще характерна тема заигрывания с высшими силами и религиозным символизмом. Фактически все его фильмы про фатум, божественный откровения и религиозные темы, просто в разной обработке. "Ворон" про воздаяние в случаи вселенской несправедливости, "Тёмный Город" о корреляции простого человека и его сознания с окружающим миром. "Я Робот" по сути о божественной сути человека, о создании чего то по "образу и подобию". В какой то момент ведь человек всё равно придёт к этому. Аналоговые системы и нейросети уже часть нашей повседневной жизни. Создание машины, столь же сложной и развитой как человеческий мозг, не более чем вопрос времени. Но тут возникает вопрос, может ли робот осознавать себя как личность? А может ли робот видеть сны? А вещие сны, как часть божественного откровения? В какой момент человек становится творцом, а его творение становится нечто большим чем просто машина для выполнения определённого круга задач? Три закона, это всего лишь программная прошивка? Или уже моральный кодекс?

Кстати с технической точки зрения фильм просто безупречен. Атмосфера солнечного летнего Чикаго - города устремлённого в будущего, пропитана при этом нездоровым чувством паранойи. Роботы сейчас из 2021 года, смотрятся слегка надуманно, но вопросов не вызывают, в их существование веришь. Скорее всего, будь сейчас развита робототехника, что-то похожее бы и ходило по улицам, и к 2035 году мы бы как раз и получили что-то подобное. Машины на сферических колёсах смотрятся как то более надуманно, хотя мне идея в целом очень даже нравится, хотя слабо верю в её массовое воплощение за такой короткий срок. Но в остальном, очень круто исполненная фантастика ближнего прицела. Тут скорее более фантастична не техника, а оптимизм. Такими оптимистами американцы могли быть только в середине нулевых, через всего лишь год после Ирака и ещё за четыре года до финансового кризиса. После таких фильмов уже просто не снимали.

8 из 10. "Я Робот" это эталон настоящей крепкой и при этом массовой кинофантастики, ещё и по ходу дела оказывающееся очень крутым детективом. Сценарий, визуал, богический саундтрек, и в целом оммаж ко всему жанру классического нуара (который Пройас очевидно очень любит и ценит) умело переплетённый с фантастикой ближнего прицела. Зверь не то что редкий, а можно сказать вымирающий. Такие фильмы выходят раз в десять лет. И их нужно ценить и любить.

менты и бандиты, Пройас, киберпунк, фантастика, великое!, типа рецензии.

Previous post Next post
Up