"Коса" 2021

Oct 23, 2021 12:59

На Куршской косе 20 лет назад орудовал убийца молодых девушек (можно сказать девочек), погулял он тогда хорошо, в честь него даже шоу на телевидении организовали. Но по результатам погоне за животным, пойман он так и не был, но и убийства прекратились. Уже в наши дни, начинают происходить точно такие же убийства. В дело активно вовлекается следователь Ева Кайдас (Линда Лапиньш) и мудак журналист (это не имя и фамилия, а суть персонажа) который в своё время вёл ток-шоу имени этого маньяка и уже 20 лет пытается закончить про него книгу.

Я уже как то говорил что считаю сериалы про маньяков бичём современной поп-культуры. Мир настолько давно уже сошёл с ума, что любые понятия зла, вроде даже того же воровства, как один из грехов уже давно ушли куда то на третий или шестой план. Зато маньяки везде, сериал про маньяков, это идеальный продукт для стримингового сервиса, потому что позволяет кормить зрителя шок контентом, нагружать его детективной составляющей и драмой. Как только в России появились стриминги, и до нас тоже добрался этот сифак, ибо точно такой же заразный и такой же мерзкий. Понятно что привлекает в историях на маньячную тематику аудиторию, помимо шок контента и детективной линии - это банально фобия общества перед лицом одиноких психов социопатов. Но ничто так не создало репутацию всяким выродкам, как кинематограф, превращая банальных убийц с комплексом неполноценности, в некое абсолютно чистое зло. И вот уже народу не интересны маленькие трагедии (хотя убийство одного человека, это уже катастрофа для целой семьи), точно так же как и не интересны вопросы воровства или обмана людей. Главное побольше крови, а саспенса без неё нагонять уже давно разучились. Не говоря уже о том, что главная трагедия всех историй про маньяков - в том кто их ловил, и как, и то в каком обществе они жили.

"Коса" для меня стала странным парадоксом. Он собрал в себе ВСЁ что я не люблю в сериалах про маньяков. История сделана по сути, как домашняя работа на тему "а давайте перенесём американский шаблон на Калининградские сумрачные пляжи!". Клише и штампы имеются в полном объёме, оригинальных идей не очень много. Шок контент и эстетика насилия в полный рост и во все поля. Сексуального подтекста столько что не унести. Не говоря уже о российских следователях, гоняющих на спортивных тачках и живущих ну в ОЧЕНЬ хороших таких бунгало прямо на берегу моря.

Но чёрт возьми, мне понравилось. В отличии от большинства зрителей, судя по низкому рейтингу, но этот рейтинг не заслужен. Потому что пока что кроме "Метода", у нас лучше ничего на маньячную тематику не выпускалось. Создатели как уже понятно из выше сказанного, не стали изобретать велосипед. Они даже не то что бы сильно работали над клише и штампами. Но сценарий написан добротно, и всё показанное в нём логично и работает. Конечно никакого реализма в этом сценарии нет вообще. Но поскольку авторы решили сделать комментарий на тему отцов и детей, психологических травм и искалеченного детства, и вообще накрутили (мело)драмы, то оно работает. Что на самом деле много хорошего говорит о сценаристе Татьяне Арцеулове. Потому что при всех прочих вводных, вместо салата могла получится вызывающая своим видом тошнота бурда. Но нет, персонажи от мерзких и мудовых, до нормальных и интересных, даже последнего эпизодического, прописаны на удивление реалистично и следить за ними интересно. Мудовый журналист (Александр Горбатов) одновременно и бесит, но и вызывает сочувствие временами, некоторые другие персонажи тоже. Но опять же, работать сценарий это задача нетривиальная, но выполнимая. Но по сути сериал выруливает на двух главных составляющих.

Во первых. Режиссёр Игорь Волошин - больной ублюдок, в хорошем смысле слова. Конечно благодаря ему, весь сериал выглядит на 50 процентов как претенциозный музыкальный клип рок-группы. Но переход от эстетики отвратительного и насилия, к эстетике видов дикой природы и женского тела - выполнены отлично. Умение делать одновременно и отвратительно, и переходить к красивому, во многом и отличает творца от ремесленника. С точки зрения визуала и общей постановки, "Коса" наверное один из самых "вкусных" сериалов последних лет. Тут ещё, разве что "Немцы" вспоминаются, где тоже были заигрывания с повествовательным визуалом и эстетикой всего красивого, от природы и городских крыш, до женского тела. Снимать у нас красиво давно уже научились, но это часто или делается на "отвали", либо бывает попросту неуместно и едва ли часто имеет непосредственное отношение к сюжету. Здесь же повествовательный стиль в духе укуреных европейских андеграундных режиссёров 90ых, на современный лад, смотрится органично и отлично вписывается в повествование. Вообще сам по себе творческий путь Игоря, вызывает когнитивный диссонанс. Если кто хочет, ознакомьтесь с фильмографией, это как минимум забавно.

Во вторых. Линда Лапиньш, и её персонаж. Потому что без неё, сериал бы не имел никакого смысла. Я не знаю где откопали это чудо, которое до сего момента мелькала только по НТВ в ролях второго плана, но я лично в полном восторге. В современном российском кино, для актрисы сочетание красоты и таланта вообще не является обязательным. А Линда выдаёт вообще весь спектр эмоций, от холодной решительности до полного разрыва эмоций, и во всех ипостасях ей веришь. Я таких потрясающих актёрских работ от женщин актрис уже давно не видел, я под большим впечатлением. Не говоря уже о том, что сама по себе типаж "женщина-полицейский" в наших краях, как персонаж практически отсутствует. Тут с нормальными персонажами, "мужчинами-полицейскими" давно уже существенные проблемы, ибо количество давно забороло качество, и общий уровень сценарного-актёрского-режиссёрского мастерства в стране давно пробил все днища. Попытки создать некий пародийный суррогат на американскую тему, обычно смотрится тухло. Потому что показанное к реальной жизни отношения не имеет, а в реальной жизни женщин оперов практически не бывает, а следователи женщины это в целом очень грустно. А у Евы Кайдас как персонажа всех этих недостатков нет, это персонаж убедительный, ему легко сопереживать потому что он живой. Она хороший следователь, чёткий профессионал, как персонаж она развивается сама по себе, и просто вызывает симпатию хотя бы тем что не смотря на долгие годы копошения в грязи и вызревающего презрения к роду человеческому, по прежнему ценит человеческую жизнь и ей не плевать на то что она делает. Опять же, такое вот сочетание женственности и жёстких воинских качеств не работала бы, будь на месте Линды кто-то другой. Помимо ярко выраженной нордической красоты, в ней ещё имеется некая хищность, не знаю насколько это отображает саму личность исполнительницы роли, но на персонаже эта хищная женственность сидит как влитая. И по большому счёту, именно на персонаже Евы, на том насколько это её личное дело, и на её преодолении самой себя и внешних обстоятельств, сериал и строится. Это тот самый случай, когда богически угадали с кастом на главную роль. В ином случае, не сработало бы вообще ничего и никак.

7 из 10. Клишированный, но работающий и очень красиво снятый маньячный детектив, даже с работающей интригой. Я бы наверное поставил шесть, но накрутил один балл за актёрский перформанс Линды Лапиньш. Потому что она прекрасная и походу украла моё сердце, или как то так.

З.Ы.. Заглавная закрывающая как бы тема фильма, самая бесячая среди в целом вполне себе сносного (пускай и очень уж миллениалского) саундтрека. Унылые овечья блеяния, пытающееся подражать потрясающему Мьюсовскому каверу на Feeling Good. Цекалка, ну хули ты такой жадный, что даже на одну дорогую песню бабосиков зажал, коих у тебя до хрена? Не стыдно тебе?

менты и бандиты, психопаты правят бал, типа рецензии.

Previous post Next post
Up